Спортивные игры. Футбол

Пояснительная записка
Учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным
принципом комплектования групп кружка по футболу и рассчитан на
последовательное и постепенное расширение теоретических знаний,
практических умений и навыков.
Программа предусматривает распределение учебного тренировочного
материала для работы по футболу на 70 часов и направлена на более
качественный уровень освоения навыков и умений игры в футбол.
Программа составлена в соответствии
нормативно-правовых документов:

с

требованиями

следующих

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей»;
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
Организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
04.07.2014 № 41);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам"
• Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по
проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.
Актуальность, новизна, педагогическая целеустремленность программы
состоит в том, что в настоящее время значительная часть школьников
занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической
культуры. Слабая физическая подготовка не позволяет им сдавать учебные
нормативы по физической культуре в школе. Поэтому одной из важнейших
задач стоящих перед учителем физической культуры является привлечение

как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в
различных секциях для повышения уровня физической подготовленности.
Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки
занимающихся в секции является не только техническая и тактическая
подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка,
направленная на более высокий показатель физического развития
школьников. Расширяется кругозор и интерес к данному виду спорта.
Целью занятий в секции являются: разносторонняя подготовка и овладение
рациональной техникой; приобретение знаний, умений необходимых
футболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства
коллективизма.
Задачи дополнительной образовательной программы:
1.Укрепление здоровья и закаливание организма;
2. Привитие интереса к систематическим занятиям футболом;
3. Обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным
развитием быстроты, ловкости и координации движений;
4. Владение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно
применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной
тактики игры в футбол;
5. Освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола; участие в
соревнованиях по футболу;
6. Изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене,
истории футбола, технике и тактике, правил игры в футбол.
Отличительные особенности данной программы:
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15 – 20минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как
часть комплексного занятия). В младшей юношеской группе длительность
беседы может быть увеличена до 30 минут или проведено самостоятельное
теоретическое занятие длительностью до 45 минут. Кроме того,
теоретические сведения сообщаются кружковцам в процессе проведения
практических занятий. При изучении теоретического материала следует
широко использовать наглядные пособия, видеозаписи, учебные
кинофильмы. В конце занятия руководитель кружка рекомендует
специальную литературу для самостоятельного изучения, а так же
подходящие по возрасту видео уроки изученных упражнений.
Возрастная категория обучающихся – 12-15 лет;

Особенности возраста 12-15 лет (Средний школьный возраст)
Средний школьный возраст - переходный от детства к юности.
Характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Характерная
особенность подросткового возраста — половое созревание организма.
Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает
внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на
взаимоотношения мальчиков и девочек. Значимой особенностью мышления
подростка является его критичность. В этом возрасте особое значение
приобретает чувственная сфера. В этом возрасте подросток весьма
подражателен. Особое значение для него также имеет возможность
самовыражения и самореализации. Средний школьный возраст — самый
благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся
нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие,
определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные
мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение,
самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать
свою правоту
Планируемые результаты изучения программы внеурочной
деятельности «Футбол»
После первого года обучения занимающийся в кружке ожидает, что он
наберёт достаточный уровень общей физической подготовки, приобретёт
навыки и умения игры в футбол, расширит кругозор и знания по судейству
игры в футбол. На первом году обучения занимающиеся должны овладеть
игровыми ситуациями в уменьшенных составах, достаточно хорошей игре
один в один. На втором году обучения занимающиеся должны достичь
высокого уровня специальной подготовки при выполнении сложных приёмов
овладения мячом на высокой скорости, улучшить маневренность и
подвижность футболиста в играх, повысить уровень его морально – волевых
качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при
выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта
и совершенствования физических кондиций;
- управлять своими эмоциями;
- владеть игровыми ситуациями на поле;
- уметь владеть техникой передвижений, остановок, поворотов, а также
техникой ударов по воротам.
- значение правильного режима дня юного спортсмена;
- разбор и изучение правил игры в футбол;
- роль капитана команды, его права и обязанности;
- правила использования спортивного инвентаря.

- задачи врачебного контроля при занятиях физической культурой и спортом;
- значение и содержание самоконтроля;
- дневник самоконтроля;
- причины травм на занятиях по футболу и их предупреждение.
Выпускник получит возможность научиться:
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного
вида спортивной специализации, использовать их в условиях
соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и
планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень
индивидуальный уровень работоспособности;
- уметь владеть техникой и тактикой игры в нападении и защите во время
игровых ситуаций на поле.
Сроки реализации программы – 2 года;
1 год обучения - стартовый уровень. Предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
2 год обучения – базовый уровень. Предполагает использование и
реализацию таких форм организации материала, которые допускают
освоение специализированных знаний и умений, гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно- тематического направления программы.
Режим занятий:
1 год обучения: 2 раз в неделю по 1 часу (70 часов)
2 год обучения: 2 раз в неделю по 1 часу (70 часов)

Порядок и регламент корректировки программы, механизм ее
реализации.
При отмене занятий в рабочей программе вносятся изменения в лист
корректировки.
Календарный учебный график:
Год Реализац Комплектова Новогодн
обу ия ДООП ние групп
ие
чен
каникулы

Промежуточ Итогова Летние
ная
я
канику
аттестация
аттестац лы

ия
1

2

ия
С 15.09.
по 31.05

с 01.09. по
14. 09.

с 01.09.
по 31.05.

с 01.01. по с 20.05. по
08.01
31.05.
с 01.01. по
08.01

с 01.06.
по
31.08.
с 20.05. с 01.06.
по 31.05. по
31.08.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
N
п/п

Название раздела, темы

1 год
обучения

2 год
обучения

1

Техника безопасности на занятиях.
Правила игры в футбол.

2

2

2

Техника игры в футбол. Тактика
игры в футбол.

2

2

3

Общеразвивающие упражнения без
предметов.
Упражнения
на
формирование правильной осанки

2

2

4

Упражнения с набивным мячом

2

2

5

Акробатические упражнения

2

2

6

Упражнение в висах и упорах

2

2

7
8

Легкоатлетические упражнения
Прыжки

2
2

2
2

9

Удары по мячу головой

2

2

10

Ведение мяча

14

14

11

Подвижные игры и эстафеты

4

4

12

Техника передвижения

20

20

13

Тактика игры в футбол

14

14

УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГРАФИК

N Меся Числ
Время
п/
ц
о
проведен
п
ия
занятия

Форма Колзаняти во
я
часо
в

Тема занятия

Место
Форма
проведени контрол
я
я

1. Сентя
брь

9

14:50-16:50 Практик
а/
Теория

2 Техника безопасности Спортивны Текущий
на занятиях. Правила й зал
игры в футбол. Беседы
о: Гигиенических
знаниях и навыках.
Закаливание. Место
занятий,
оборудование.

2. Сентя
брь

16

14:50-16:50 Практик
а/
Теория

2

Изучение правил игры Спортивны Текущий
в мини-футбол. Роль й зал
капитана команды, его
права и обязанности.
Требование к месту
занятия и
оборудованию.

3. Сентя
брь

23

14:50-16:50 Практик
а

2

Общеразвивающие
упражнения без
предметов.
Упражнения на
формирование
правильной осанки.
Проведение
практического
занятия.

Спортивны Текущий
й зал

4. Сентя
брь

30

14:50-16:50 Практик
а

2

Упражнения с
набивным мячом
Учебная игра.
Разучить комплекс
упражнений для
развития силы с

Спортивны Текущий
й зал

набивными мячами.
5. Октяб
рь

7

14:50-16:50 Практик
а

2

Акробатические
Спортивны Текущий
упражнении. Кувырок й зал
вперёд, назад,
перекаты. Учебная
игра. Обучение
акробатическим
упражнениям.

6. Октяб
рь

14

14:50-16:50 Практик
а

2

Упражнение в висах и Спортивны Текущий
упорах. Изучение
й зал
упражнение в висах и
упорах. Из виса
хватом сверху
подтягивание. Из
упора лёжа на
гимнастической
скамейке сгибание и
разгибание рук.
Учебная игра.

7. Октяб
рь

21

14:50-16:50 Практик
а

2

Легкоатлетические
Спортивны Текущий
упражнения. Изучение й зал
и совершенствования
легкоатлетических
упражнений: 1. Бег с
высокого старта до 40
м. 2. Бег по
пересечённой
местности (кросс).

8. Ноябр
ь

4

14:50-16:50 Практик
а

2

Прыжки с разбега в
Спортивны Текущий
длину. Прыжки с
й зал
места в длину и
высоту. Занятие на
развитие прыгучести.
Учебная игра

9. Ноябр
ь

11

14:50-16:50 Практик
а

2

Выполнение ударов
по мячу головой с
места, в движении.
Остановка мяча
подошвой и
внутренней частью
подъема катящегося
мяча. Учебная игра.

Спортивны Текущий
й зал

10. Ноябр

18

14:50-16:50 Практик

2

Ведение внешней,

Спортивны Текущий

ь

а

внутренней частью
подъёма. Обманные
движения (финты).
Обучения финтам.
Учебная игра.
Обучение ведению
мяча.

й зал

11. Ноябр
ь

25

14:50-16:50 Практик
а

2

Отбор мяча. Перехват Спортивны Текущий
мяча – быстрый выход й зал
на мяч с целью
опередить соперника.
Вбрасывание мяча изза боковой линии.
Учебная игра.

12. Декаб
рь

2

14:50-16:50 Практик
а

2

Техника игры вратаря. Спортивны Текущий
Основная стойка
й зал
вратаря. Ловля
летящего на встречу
мяча. Учебная игра.
Обучение технике
игры вратаря.
Передвижение в
воротах без мяча и в
сторону приставным,
скрестным шагом и
скачками на двух
ногах.

13. Декаб
рь

9

14:50-16:50 Практик
а

2

Отбивание мяча без
прыжка и в прыжке.
Бросок мяча одной
рукой из-за плеча на
точность. Учебная
игра. Обучение
выбиванию мяча
ногой.

Спортивны Текущий
й зал

14. Декаб
рь

16

14:50-16:50 Практик
а

2

Тактика игры в
футбол. Правила
игры. Обучение
выбиванию мяча
ногой: с поля (по
неподвижному мячу)
и с рук.

Спортивны Текущий
й зал

15. Декаб

23

14:50-16:50 Практик

2

Техника

Спортивны Текущий

рь

а

передвижений. Бег по й зал
прямой и зигзагом
изменяя скорость и
направление,
приставными и
скрестными шагами.
Учебная игра.

16. Декаб
рь

30

14:50-16:50 Практик
а

2

Учебная игра. Удары Спортивны Текущий
по мячу ногой. Удары й зал
правой и левой ногой.
Учить технике
передвижений. Удары
внутренней и средней
частью стопы.

17. Январ
ь

13

14:50-16:50 Практик
а

2

Учебная игра.
Спортивны Текущий
Проведение
й зал
подвижных игр.
Подвижные игры и
эстафеты: «Бой
петухов», «Удержание
мяча», «Сильный
бросок», «Борьба за
мяч», «Не давай мяч
водящему», «Защита
крепости». Эстафеты с
бегом, преодолением
препятствий,
переноской набивных
мячей.

18. Январ
ь

20

14:50-16:50 Практик
а

2

Спортивные игры.
Баскетбол по
упрощённым
правилам, волейбол.
Учебная игра.
Проведение
спортивных игр.

Спортивны Текущий
й зал

19. Январ
ь

27

14:50-16:50 Практик
а

2

Специальные
упражнения для
развития быстроты.
Упражнения для
развития стартовой
скорости. Развитие
быстроты.

Спортивны Текущий
й зал

20. Февра
ль

3

14:50-16:50 Практик
а

2

Изучение упражнений Спортивны Текущий
для развития
й зал
стартовой скорости.
Упражнения для
развития
дистанционной
скорости. Учебная
игра.

21. Февра
ль

10

14:50-16:50 Практик
а

2

Специальные
упражнения для
развития ловкости.
Учебная игра.
Проведение
специальные
упражнения для
развития ловкости.

22. Февра
ль

17

14:50-16:50 Практик
а

2

Техника игры в
Спортивны Текущий
футбол. Учебная игра. й зал
Обучение
передвижениям
игроков в игре.

23. Февра
ль

24

14:50-16:50 Практик
а

2

Точность удара.
Спортивны Текущий
Учебная игра.
й зал
Выполнение ударов на
точность с места и в
движении.

24. Март

2

14:50-16:50 Практик
а

2

Анализ выполнения
Спортивны Текущий
технических приёмов й зал
игры вратаря. Учебная
игра.

25. Март

9

14:50-16:50 Практик
а

2

Практические занятия. Спортивны Текущий
Техника
й зал
передвижения.
Учебная игра.
Проведение
практического занятия
по тактическим
действиям.

26. Март

16

14:50-16:50 Практик
а

2

Остановка мяча.
Спортивны Текущий
Учебная игра.
й зал
Выполнение ударов на
точность.

Спортивны Текущий
й зал

27. Март

25

14:50-16:50 Практик
а

2

Вбрасывание мяча из- Спортивны Текущий
за боковой линии.
й зал
Учебная игра.
Выполнение бросков
на точность.

28. Апрел
ь

6

14:50-16:50 Практик
а

2

Бросок мяча одной
Спортивны Текущий
рукой из-за плеча на й зал
точность. Учебная
игра. Проведение
практического занятия
по тактическим
действиям.

29. Апрел
ь

13

14:50-16:50 Практик
а/
Теория

2

Понятие о тактике и Спортивны Текущий
й зал
тактической
комбинации. Учебная
игра. Обучение
тактическим
действиям.

30. Апрел
ь

20

14:50-16:50 Практик
а

2

Характеристика
игровых действий:
вратаря, защитников,
полузащитников и
нападающих.

31. Апрел
ь

27

14:50-16:50 Практик
а/
Теория

2

Обучение тактике
Спортивны Текущий
защиты.
й зал
Индивидуальные
действия. Тактика
защиты персональная
и зонная. Учебная
игра.

32. Май

4

14:50-16:50 Практик
а

2

Обучение тактике
Спортивны Текущий
защиты,
й зал
индивидуальным
действиям. Учебная
игра. Обучение игре в
футбол.

33. Май

11

14:50-16:50 Практик
а

2

Взаимодействие
игроков при
розыгрыше
противником
стандартных
комбинаций.

Спортивны Текущий
й зал

Спортивны Текущий
й зал

34. Май

18

14:50-16:50 Практик
а

2

Групповые
Спортивны Текущий
взаимодействия при
й зал
атакующих действиях.

35. Май

25

14:50-16:50 Практик
а

2

Обучение игре в
Спортивны Текущий
футбол. Учебная игра. й зал

Оценочные материалы для занятий в секции по Футболу.
При оценивании успеваемости детей у группы на каждом занятии,
учитываются следующие показатели:
1. Теоретическая подготовка ребенка
а) Владение специальной терминологией
б) Теоретическое понимание
в) Знание игровых систем в мини-футболе, футболе
г) Знания о движении игрока с мячом и без мяча
2. Практическая подготовка ребенка
а) Ведения мяча различными частями стопы
б) Приемы мяча различными частями тела.
в) Передачи мяча партнеру ногой, грудью, головой.
г) Удары в различных ситуациях, с сопротивлением и без сопротивления.
3. Обще-учебные умения и навыки ребенка:
Умение применить полученные навыки в двухсторонней игре.
Результатом деятельности на занятии является достижение либо не
достижение некой цели поставленной тренером на конкретное занятие.
Формой контроля освоения материала являются такие способы, как:
- В форме двухсторонней игры.
- Индивидуальное и групповое взаимодействия в тренировочной игре и
товарищеской игре
- Определяются проблемные места, указываются ошибки рекомендации для
исправления. Для более детального изучения ошибки в каком-то элементе,
возможно видео запись в замедленном действии и разбор ошибок.
Выполнение заданий, предложенных педагогом для самостоятельно
выполнения:
- Обучение техники обыгрыша на месте с уходом в сторону.
- Просмотр игр, и разбор технической и тактической части игры
- Комплекс силовых упражнений для укрепления опорно-двигательного
аппарата

Форма работы с родителями
Родительские собрания, информирование о планах работы секции на год,
индивидуальные и групповые консультации. Вопросы посещаемости,
успехов обучающихся в течение года.
Помощь в организации школьных и районных соревнований. Текущие
организационные вопросы в течение года лично, по телефонной связи или
через интернет.
Материально – техническое обеспечение
Бревно гимнастическое – 1, Козел гимнастический - 1
Корзины баскетбольные – 2, Мат поролоновый – 12
Перекладина гимнастическая- 1, Стенка гимнастическая -1
Сетка волейбольная -1, Скамейка гимнастическая -3
Мячи волейбольные – 10, Мячи футбольные – 10
Мячи баскетбольные – 10, Мячи для метания – 6
Обручи гимнастические – 20, Палки гимнастические – 20
Скакалки – 10, Канат – 1, Ворота мини-футбольные 3х2
Конусы - 10, фишки футбольные - 20, координационная лестница – 2
Список используемой литературы:
В.И. Лях Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Москва
«Просвещение» 2014г. «Физическая культура» 5-6-7 кл. Учебник для
общеобразовательных организаций
М.Я. Велинский. Рабочие программы «Физическая культура» 1-11 класс.
Комплексная программа физического воспитания учащихся. В.И. Лях, А.А.
Зданевич
«Мини-футбол в школе» С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. Издательство «Советский
спорт» 2006 г. «Спортивные и подвижные игры».
Учебник для техникумов физической культуры. Москва «Физкультура и
спорт» 1984 г.
«Игры и развлечения для детей на воздухе» Издательство «Просвещение»
1983 г.
Комплексная система подготовки юных футболистов. В.А Башкин, В.А.
Харланов, Д.С. Морозов, Санкт-Петербург 2015г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».