Пояснительная записка
Программа «Вокальная студия «Королёк» имеет художественную
направленность и нацелена на вокальное развитие обучающихся в рамках
дополнительного образования. Программа рассчитана на возраст от 12 до 17 лет, на 2
года обучения.
Музыка как вид искусства занимает особое место в процессе духовноэстетического воспитания подрастающего поколения, так как особенно сильно
воздействует на внутренний мир человека.
Ансамблевое пение – один из видов коллективной исполнительской
деятельности, наиболее доступный для детей. Правильное певческое развитие, с
учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса,
способствует развитию здорового голосового аппарата.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс
музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются
переживания ребенка. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся
вокальной деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и
общительны.
В
ансамблевой
деятельности
заложена
уникальная
возможность
взаимодействия таких средств воспитания, как музыка и коллектив. С одной
стороны, в ансамбле развиваются музыкальные способности, формируется
художественный вкус обучающихся; с другой - создаются условия для выработки у
ребёнка внимания и усидчивости, дисциплины и воли, чувства ответственности и
целеустремлённости, серьёзного отношения к порученному делу, усваиваются
определённые нормы поведения в общении, уважительное отношение к труду.
Программа составлена в соответствии с требованиями следующих
нормативно-правовых документов:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в действующей редакции.
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №
1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
•
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
Организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам"
• Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по
проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.
2
Программа является составительской, составлена на основе программы
дополнительного образования детей «Музыкальное воспитание и основы вокала»
(В.В. Кашляев, Л.Ф. Черемисова, М., изд.: «Просвещение», 2012 г.) и методических
разработках В. Попова, В.Соколова, Д. Кабалевского, В. Емельянова, Д. Огородного.
Новизна данной программы заключается в использовании современных
технологий вокального мастерства, адаптированных для разных возрастных групп, а
так же в применении системы разработанных тренингов и мастер-классов для
речевого и интонацинного развития обучающихся.
Фонопедический метод развития голоса позволяет добиваться тренировки
и охраны голосового аппарата. Метод разработан Санкт-Петербургским ученыммедиком, академиком Емельяновым В.В. и направлен на формирование и укрепление
у детей навыков доречевой коммуникации.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокальнохоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь
может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ
выражения художественных потребностей, чувств, настроений. Пение является
весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе работы по
данной программе дети получают:
Досуговую занятость путем привлечения их к вокальному искусству в
свободное время;
Помощь в самореализации, преодолении скованности, неуверенности в
себе;
Достижение необходимой в современное время ситуации успеха в
концертно-сценической деятельности.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она
обеспечивает формирование умений в певческой деятельности и развитие
специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,
певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового
аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и
т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки. Также занятия
вокалом решает оздоровительную задачу. Коллективное пение представляет собой
действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности, с помощью
группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям и ситуациям.
Данная программа ставит своей целью дать возможность овладеть
основами вокального и музыкального образования, навыками ансамблевого
исполнительства, а также способствовать формированию певческой культуры детей.
Приобретение данных навыков способствует не только расширению
кругозора и обогащению духовного мира ребенка, но и социализации юной
личности.
Задачи, реализуемые программой:
3
1.
Знакомство с различными произведениями разных стилей и жанров
вокальной ансамблевой литературы;
2.
Воспитание у обучающихся партнерских качеств, умения работать в
коллективе;
3.
Стремление к художественному единству в исполнении;
4.
Совершенствование вокально-ансамблевых умений: координация слуха и
голоса, чистота интонирования, развитие гармонического слуха);
5.
Осознание исполнительский дисциплины, воспитание у обучающихся
требовательности к себе, ответственности за общий результат.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной
деятельности, главными из которых является ансамблевое пение, слушание
различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление
элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Современная музыкальная вокальная педагогика уделяет большое
внимание вопросам художественно-эстетического воспитания. Важно, чтобы
воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Таким образом,
основная задача занятий с детьми – побуждать творческие силы, воспитывать
любовь к прекрасному.
Отличительной особенностью данной программы является форма и
содержание занятия, которое основано на принципе «Интенсивной хоровой
репетиции», суть которой заключается в том, что каждое вокально-хоровое занятие
предполагает подготовку к пению, распевание на определенной системе упражнений
(тренинговые упражнения систем развития голоса Огороднова, Емельянова), а также
на классических методиках обучения пению.
Ансамблевая особенность заключается в необходимости индивидуальной
сольной работе с каждым обучающимся в коллективе.
Возрастная категория обучающихся – 12-17 лет;
Особенности возраста 12-17 лет:
Средний школьный возраст - переходный от детства к юности.
Характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Характерная особенность
подросткового возраста — половое созревание организма. Половое созревание
вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие,
вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. В этом
возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. В этом возрасте подросток
весьма подражателен. Особое значение для него также имеет возможность
самовыражения и самореализации.
Средний школьный возраст — самый
благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится
решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и
следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно
высказать свое мнение и суждение, самому решать проблему, участвовать в
дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
4
Сроки реализации программы – 2 года;
1 год обучения - стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
2 год обучения – базовый уровень. Предполагает использование и реализацию
таких
форм
организации
материала,
которые
допускают
освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию
общей и целостной картины в рамках содержательно- тематического направления
программы.
Режим занятий:
1 группа (1 год обучения) – 144 часа (36 учебных недель);
2 группа (2 год обучения) – 152 часа (36 учебных недель).
Форма занятия с ансамблем – интенсивная хоровая репетиция.
Занятия регламентируется почасовым тематическим планированием, одно
занятие длится 40 минут с перерывом 10 минут. Ход занятия начинается с
фонопедических упражнений (15 минут), которое несет двойную функцию:
1.
разогревание и настройка голосового аппарата с целью подготовки к
работе;
2.
развитие
вокально-хоровых
навыков
с
целью
достижения
выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых
произведений.
После распевания следует работа с новым материалом или повторение
предыдущего.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой,
литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Подбор репертуара осуществляется с учетом возрастных особенностей
обучающихся, доступности, необходимости, художественной выразительности,
календарных дат и мероприятий.
Занятия ансамблем повышают ответственность каждого обучающегося за
качественный уровень выступления, укрепляют вокально-хоровые навыки,
способствуют всестороннему развитию эстетического вкуса и творческого
потенциала.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
представлены в индивидуальных и групповых интонационно-речевых картах.
(личностные, предметные, метапредметные).
Личностные результаты:
5
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других
людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных сценических задач;
- овладение различными приёмами и техниками вокально-сценической
деятельности деятельности;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работа на результат, бережное отношению к материальным и
духовным ценностям.
Предметные результаты:
- ознакомление обучающихся с выразительными средствами различных видов
вокального искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление обучающихся с терминологией и классификацией в вокальном
искусстве;
- первичное ознакомление обучающихся с отечественной и мировой историей
музыки;
Метапредметные результаты:
- познавательные и коммуникативные учебные действия;
- межпредметными связями с вокальным искусством, хореографическим
искусством, литературой, историей.
В начале и в конце учебного года проводятся следующие формы оценивания.
Текущее проводится на каждом занятии, в заключении интенсивной хоровой
репетиции, а в конце года проводится итоговое, которое проводится в форме
отчетного концерта или активного зачетного прослушивание.
Педагогическое оценивание развития способностей обучающихся
включает в себя вводный, промежуточный и итоговый этап.
Формой итоговой аттестации является отчетный концерт.
Порядок и регламент корректировки программы, механизм её реализации.
При отмене занятий в рабочей программе вносятся изменения в лист
корректировки.
Календарный учебный график
Год
Реализация Комплекто
обучен ДООП
вание
ия
групп
Новогодни
е
каникулы
Промежуто
чная
аттестация
Итоговая
аттестаци
я
Летние
каникул
ы
6
1
с 15.09. по
31.05.
с 01.09. по
31.05.
2
с 01.09. по
14. 09.
с 01.01. по
08.01.
с 01.01. по
08.01.
с 20.05. по
31.05.
с 20.05. по
31.05.
с 01.06.
по 31.08.
с 01.06.
по 31.08.
Учебный план программы
№ Наименование темы
1
2
3
-4
5
6
7
8
1 год
обучения
2 год
обучения
Введение в программу
Изучение репертуара
Индивидуальная и групповая
вокальная
работа
Музыкально-просветительные
беседы
Вокально-хоровая работа
Сценическая работа
Фонопедические упражнения
Прослушивание классической
образцовой хоровой музыки
6
16
10
6
39
-
6
9
82
12
6
126
33
9
6
6
Всего
144
228
Направления образовательной программы дополнительного образования
вокальной студии «Королёк»:
Образовательная программа дополнительного образования реализуется в
течение всего календарного года, включая каникулярное время, и осуществляется в
объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного
возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся
основным составом объединения, а также индивидуально.
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или
всем составом объединения. Допускается сочетание различных форм получения
образования и форм обучения.
Используемые образовательные технологии:
Мозговая атака – метод группового обучения и стимулирования познавательной
активности, основанный на процессе совместного разрешения поставленных в ходе
организованной дискуссии проблем. В ходе ее участников побуждают к свободному
выдвижению идей с последующим их критическим рассмотрением.
Рефлексия (лат.) – процесс самопознания субъектом внутренних
психологических состояний.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых
7
материальных и духовных ценностей.
Компетенция описывает потенциал личности. Компетенции бывают:
социальные
компетенции (способность брать на себя ответственность,
участвовать в совместном принятии решений, в различного рода социальном
проектировании, участвовать в цивилизованном разрешении конфликтов);
межкультурные компетенции (способность уважать и понимать национальные,
религиозные и социальные культурные формы, внутренний духовный мир других
людей, на основе общекультурного личного багажа);
компетенции саморазвития (потребность и способность к самообразованию,
осознание самоактуализации, собственных достоинств и способностей, способность
личностного целеполагания, адекватная профориентация, стремление к успеху).
Технология коллективной творческой деятельности — это система философии,
условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих
формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах
гуманизма.
Игровые технологии – достаточно обширная группа методов и приемов
организации педагогического процесса. Игра — это вид деятельности в условиях
ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в
котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
Технологии личностно ориентированного обучения – это максимальное
развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе
использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Технология проектного обучения —
альтернативная технология, которая
противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые
знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов.
Проект — буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз
какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс
создания проекта.
Модель — искусственно созданный объект в пиле схемы, таблицы, чертежа и т.
п., который, будучи аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит
в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и
отношения между элементами исследуемого объекта, непосредственное изучение
которого связано с к.-л. трудностями, большими затратами средств и энергии или
просто недоступно, и тем самым облегчает процесс получения информации об
интересующем предмете.
Содержание программы
Цель 1 года обучения: обучение основам вокального ансамблевого
исполнительства, интонационно-речевой грамотности.
Задачи 1 года обучения – задачи индивидуального развития:
1.
формирование навыков певческой установки;
2.
разностороннее развитие вокально-хорового слуха;
3.
накопление музыкально-слуховых представлений;
4.
развитие мышления певца хора;
8
5.
формирование музыкальной памяти;
6.
обучение использованию при пении разных форм атаки, смешанного
звучания;
7.
развитие гибкости и подвижности мягкого неба.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ «КОРОЛЁК»
(1 год обучения)
2 Изучение репертуара
16
3 Индивидуальная
и
групповая
вокальная
работа
Музыкальнопросветительные беседы
Вокально-хоровая
работа
Постановка голоса
Развитие
вокальнохоровых навыков
Элементарное
музицирование
Элементарная
теория
музыки
История музыки
Работа над музыкальной
интонацией
Работа
над
речевой
интонацией
Сценическая работа
Работа над сценическими
движениями
Основы
сценического
мастерства
Фонопедические
упражнения
Прослушивание
10
Формы
Прак аттестации/
Теория тика контроля
2
4
Индивидуальное
прослушивание
16
Групповое
прослушивание
2
8
прослушивание
6
2
4
82
14
68
30
22
-
30
22
6
2
4
Прослушивание
Беседа,
прослушивание
Творческое задание
6
6
-
Творческое задание
6
6
6
-
6
Беседа
Прослушивание
6
-
6
Прослушивание
12
6
2
-
10
6
6
2
4
Просмотр,
концерты
Концерты
6
-
6
Прослушивание
6
-
6
Беседа
№
Наименование
темы
темы
1 Введение в программу
4.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
5.7.
6.
6.1
6.2
7.
8.
Общее
6
Беседа
9
Итого
классической
образцовой
музыки
хоровой
144
22
122
Содержание программы (1 год обучения)
ТЕМА 1. Введение в программу.
Теория: Первоначальное тестирование голосового аппарата. Распределение
по интонационным группам.
Практика: Знакомство с фонопедическими упражнениями, интенсивная
хоровая репетиция.
ТЕМА 2. Изучение репертуара.
Теория:
Рассказы о вокальной музыке классического, народного,
современного направления.
Практика: Работа по вслушиванию и собственно воплощению в свой
репертуар объединения. Знакомство и работа над фонопедическими упражнениями.
ТЕМА 3. Индивидуальная и групповая вокальная работа.
Теория: Музыкальные жанры, направления.
Практика: На практике сочетание индивидуальной и групповой работы
протекает в тесной взаимосвязи. Компоненты личностного подхода через соло,
дуэты и т.д. являются частью целостного группового звукового воспроизведения.
ТЕМА 4. Музыкально-просветительские беседы
Теория: Современные музыкальные направления.
Практика: Просмотр видеофрагментов, отображающих музыкальные эпохи,
стили и направления.
Тема 5. Вокально-хоровая работа
ТЕМА 5. 1. Постановка голоса.
Теория: Историко-Культурологический подход, основы исполнения школы
«Бель Канто»
Практика: фонопедические упражнениями, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 5.2. Развитие вокально-хоровых навыков
Теория: (певческая установка, дыхание - звуковедение, звукообразование и
дикция, чувство ритма, строй, ансамбль)
1.
отработка посадки, положение корпуса, головы, артикуляционного аппарата,
пение сидя и стоя;
10
2. выработка дыхания перед началом пения, в зависимости от характера
исполняемого произведения.
3. выработка естественного, свободного звука без крика и напряжения,
преимущественно мягкой атаки звука.
4. развитие дикционных навыков.
5. выработка активного унисона;
6. устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе,
навыки пения двухголосия с аккомпанементом.
Практика: фонопедические упражнениями, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 5.3. Элементарное музицирование.
Теория: Знакомство с классиками вокального мастерства
Практика: На примере русских народных песен создается база для
вариативного мышления, фантазирования по пути создания своей голосовой
партитуры.
ТЕМА 5.4. Элементарная теория музыки.
Теория:
Для овладения хоровыми партитурами учащиеся должны иметь
возможность на занятиях повторять основы музыкальной теории. Для детей, не
имеющих
музыкального
образования
необходимо
дать
элементарное
сольфеджирование.
Практика: фонопедические упражнениями, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 5.5. История музыки.
Теория: История зарубежной музыки. История русской музыки.
Практика: фонопедические упражнениями, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 5.6. Работа над музыкальной интонацией.
Теория:
В вокально-хоровой работе используются интонационные
упражнения, которые развивают музыкальную интонацию учащихся.
Практика: фонопедические упражнениями, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 5.7. Работа над речевой интонацией.
Теория: Интонационно-речевые упражнения развивают речевую интонацию
учащихся.
Практика: фонопедические упражнениями, интенсивная хоровая репетиция.
Тема 6. Сценическая работа
ТЕМА 6.1. Работа над сценическими движениями.
Теория: Для создания сценического образа современной песни необходимо
учащимся владеть двигательными навыками, элементами хореографии. Учащиеся
сами придумывают хореографический рисунок каждой песни и осуществляют на
занятиях.
Практика: фонопедические упражнениями, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 6.2. Основы сценического мастерства.
Теория: Сценическое мастерство необходимо учащимся для передачи
эмоционально-образного содержания произведений, поэтому необходима концертноисполнительская практика, хоровая режиссура.
1.
знакомство со сценой и адаптация к ней;
2. умение концентрировать и сосредотачивать свое внимание на дирижере;
11
- Исполнительская техника:
1.
прохождение вокальных произведений через фонопедические фильтры
(вибрацию и продувание) для активации фонационного выдоха;
2.
выполнение технических задач;
- Исполнительский имидж:
1.
воспитание культуры поведения исполнителей при выходе на сцену и на сцене;
2. воспитание внешней культуры;
формирование умения оценивать свой внутренний и внешний облик,
самоконтроля.
Практика: фонопедические упражнениями, интенсивная хоровая репетиция,
упражнения
ТЕМА 7. Фонопедические упражнения
Теория: Фонопедический метод В.Емельянова, I комплекс.
Практика: фонопедические упражнениями, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 8. Прослушивание классической образцовой хоровой музыки.
Теория: Итоговые занятия могут проходить в форме мастер-классов,
концертов, слушаний образцов хоровой классики.
Практика: Итоговые занятия, отчетные концерты
Требования к уровню подготовки
Обучающиеся 1 года могут:
Знать/понимать:
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл
понятий: композитор, исполнитель, слушатель;
Основные формы исполняемых произведений;
Певческие голоса, видов хоров;
Дирижерские жесты: внимание, дыхание, вступление, окончание;
Уметь:
Передавать настроение музыки и его изменения в пении;
Исполнять в ансамбле вокальные произведения с сопровождением и без
сопровождения (1- голосие); выполнять упражнения I фонопедического комплекса;
Читать с листа элементарные попевки, песенки с названием нот,
ступеней и со словами;
Дети с муз образованием могут читать с листа 1 – голосные номера
(гармонического склада и с элементами подголосочной полифонии);
Проводить анализ разучиваемых произведений.
Цель 2 года обучения: индивидуальное и групповое усвоение обучающимися
интонационно-речевой грамотности, углубление в развитии вокальных
способностей на базовом уровне.
Задачи 2 года обучения – задачи индивидуального развития:
дальнейшее формирование навыков певческой установки;
12
разностороннее развитие вокально-хорового слуха;
накопление опыта музыкально-слуховых представлений;
развитие творческого мышления певца ансамбля;
формирование музыкальной памяти;
обучение использованию при пении разных форм атаки, мягкая, твердая,
смешанного звучания;
дальнейшее развитие гибкости и подвижности мягкого неба
формирование «опоры», «поддержки» звука, его «полетности»,
насыщенности.
Углубление в теоретических знаниях сольфеджио
Знакомство и развитие навыков пения двухголосия.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ «КОРОЛЁК» (2-й год обучения)
№
Темы
Наименование Общее
темы
Теория Прак
тика
1
Введение
в
программу
Изучение
новых
произведений
Повторение и
доработка
старого
репертуара,
ансамблевая
работа
Музыкальнопросветительн
ые беседы
Вокальнохоровая
работа
Работа
над
репертуаром
Развитие
вокальнохоровых
навыков
Элементарная
6
2
4
27
-
27
12
-
12
Прослушивание
9
9
-
Беседа
126
10
116
Прослушивание
30
-
30
Прослушивание
27
-
27
Беседа,
прослушивание
12
4
8
Творческое задание
2
3
4
5.
5.1
5.2
5.3
Формы
аттестации/контро
ля
Индивидуальное
прослушивание
Групповое
прослушивание
13
5.4
5.5
5.6
5.9
5.10
6.
6.1.
6.2
6.3
6.4
7.
8.
Итого
теория музыки,
сольфеджио
История
музыки
Работа
над
музыкальной
интонацией
Работа
над
речевой
интонацией
Работы
с
партитурами
Постановка
голоса (2 эт)
Сценическая
работа
Работа
над
сценическими
движениями
Основы
сценического
мастерства
Хореографичес
кая подготовка
Развитие
творческих
способностей
Фонопедическ
ие
упражнения,
второй
комплекс
упражнений
Прослушиван
ие
образцов
хоровой
классической
музыки
6
6
-
Беседа
15
-
15
Прослушивание
15
-
15
Прослушивание
9
-
9
Прослушивание
12
-
12
Прослушивание
33
4
29
9
-
9
Просмотр, концертная
деятельность
12
4
8
Концертная
деятельность
6
-
6
Просмотр
6
-
6
Прослушивание
9
-
9
Прослушивание
6
-
6
Беседа
228
25
203
Содержание программы (2-й год обучения)
ТЕМА 1. Введение в программу. (2 часть)
Теория: Вводное тестирование голосового аппарата.
14
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 2. Изучение новых произведений.
Теория: Внесение в содержание работы произведений классической, народной,
духовной, современной музыки базируется на культурологическом подходе,
который дает учащимся возможность осваивать духовно-нравственные ценности как
неотъемлемую часть мировой культуры.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 3. Повторение и доработка старого репертуара, ансамблевая
работа.
Теория: доработка и продолжение вокальной работы с репертуаром прошлого
года.
Песни классического, народного, современного направления требуют
серьезной и тщательной доработки.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 4. Музыкально-просветительные беседы.
Теория: Музыкальные жанры. Барокко. Классицизм. Романтизм. Русская
музыка XIX-XX веков. Духовная музыка. Современные музыкальные направления.
Эстрада и джаз.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
Тема 5. Вокально-хоровая работа
ТЕМА 5. 1. Работа над репертуаром.
Теория: Отбор, выстраивание и поэтапное расширение музыкального
репертуара предусматривает развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на
вокальную музыку, раскрытие ее содержательного смысла, совершенствование
вокально-хоровых, концертно-исполнительских навыков.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 5.2. Развитие вокально-хоровых навыков
Теория: (певческая установка, дыхание - звуковедение, звукообразование и
дикция, строй, ансамбль)
1.
отработка посадки, положение корпуса, головы, артикуляционного
аппарата, пение сидя и стоя;
2.
выработка дыхания перед началом пения, в зависимости от характера
исполняемого произведения, умение владеть дыханием во время движения.
3.
выработка естественного, свободного звука без крика и напряжения,
преимущественно мягкой атаки звука, способа формирования гласных в разных
регистрах (головное, грудное звучание), пение нон легато и легато, нюансы (mf,
Mp,p, f);
4.
развитие дикционных навыков
5.
выработка активного унисона;
6.
устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном
аккомпанементе, навыки пения двух, трех- голосия с аккомпанементом, пение
несложных 2-3-х голосных песен без сопровождения, умение слышать себя в
хоровой партии.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 5.3. Элементарная теория музыки, сольфеджио.
15
Теория: Для овладения хоровыми партитурами учащиеся должны иметь
возможность на занятиях повторять основы музыкальной теории. Для детей, не
имеющих музыкального образования, преподается элементарное сольфеджирование.
Практика: Сольфеджирование с названием нот, вокализ по нотному рисунку.
ТЕМА 5.4. История музыки.
Теория: История зарубежной музыки. История русской музыки.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 5.5. Работа над музыкальной интонацией.
Теория: В вокально-хоровой работе используются интонационные
упражнения, которые развивают музыкальную интонацию учащихся.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 5.6. Работа над речевой интонацией.
Теория: Интонационно-речевые упражнения развивают речевую интонацию
учащихся.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 5.7. Работа с партитурами.
Теория: Во время интенсивной хоровой репетиции происходит разбор 1, 2-х,
голосных партитур. Учащиеся с музыкальным образованием сами могут
аранжировать мелодию или составить собственный вариант партитуры простейщих
мелодических композиций.
ТЕМА 5.8. Постановка голоса
Теория:
1.поэтапное внедрение и освоение 1 и 2-го циклов I и II комплекса
фонопедических упражнений (без инструмента);
2. поэтапное внедрение и освоение 4,5-го циклов I и II комплексов
фонопедических упражнений (с инструментами);
3.пение 1-2 х голосных вокальных упражнений, распевок, вокализов, канонов.
- Хоровое сольфеджио:
пение 1-2 голосных номеров ступенями и переведение их в нотный
ряд.
- Вокально-партитурное сольфеджио:
1. чтение с листа;
2. разучивание по партитурам.
Практика: фонопедические упражнениями, интенсивная хоровая репетиция
Тема 6. Сценическая работа
ТЕМА 6. 1. Работа над сценическими движениями.
Теория: Теоретическое обоснование и согласованность образа со сценическим
движением. Виды, типы, структура сценических движений.
Практика: Практическая двигательная практика в сольном, дуэтном и
ансамблевом исполнении. Составление графического фигурного рисунка в песне.
ТЕМА 6.2. Основы сценического мастерства.
Теория: закрепление знаний о сценической культуре, расширение
представлений о специфике артиста.
16
1.
умение концентрировать и сосредотачивать свое внимание на дирижере
и, наоборот, без него, чувствуя коллектив
2.
умение применять при исполнении наработанные знания, умения,
навыки.
- Исполнительская техника:
1.
передача художественного образа с помощью средств музыкальной
выразительности,
2.
единение эмоционально-образного состояния с техникой исполнения.
- Исполнительский имидж:
1.
воспитание культуры поведения исполнителей при выходе на сцену и на
сцене;
2.
воспитание внешней культуры;
3.
формирование умения оценивать свой внутренний и внешний облик.
4.
Формирование личностных качеств (коммуникабельность, владение
эмоциями, стрессоустойчивость)
Практика: упражнения на раскрепощение, самоконтроль, интенсивная
хоровая репетиция
ТЕМА 6.3. Хореографическая подготовка
Теория: Для создания сценического образа современной песни необходимо
учащимся владеть двигательными навыками, элементами хореографии. Практика:
Учащиеся сами придумывают хореографический рисунок каждой песни и
осуществляют на занятиях.
ТЕМА 6.4. Развитие творческих способностей.
Теория: Реализация творческих возможностей учащихся происходит на
каждом хоровом занятии интенсивной репетиции.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 7. Фонопедические упражнения, второй комплекс упражнений.
Теория. Программа реализуется в учебном процессе на основе традиционных
методик хорового пения, фонопедического метода В. Емельянова
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция,
ТЕМА 8. Прослушивание образцов хоровой классической музыки
Теория: Итоговые занятия в четверти могут проходить в форме мастерклассов, концертов, слушаний образцов хоровой классики.
Практика: Итоговые выступления, отчетные концерты
Требования к уровню подготовки
Обучающиеся 2 года могут:
Знать/понимать:
Специфику вокальной музыки как вида искусства, многообразие
музыкальных образов и способов их развития;
Основные формы исполняемых произведений; виды и типы хоров;
способы организации певческого дыхания;
17
Пройденные интервалы, аккорды, модуляция; сложные размеры (9/8);
темпы в музыке, основную терминологию.
Уметь:
Эмоционально-образно воспринимать и исполнять вокально-хоровые
произведения, выразительно исполнять соло, дуэтами, трио, квартетами народные
песни, произведения композиторов-классиков, современных композиторов.
Исполнять 1-2х-голосные вокально-хоровые произведения, с аккомпанементом и а
капелла);
Управлять всеми приемами певческого дыхания; чисто интонировать
произведения полифонического склада (1-2 х голосных); владеть диапазоном в
соответствии с возрастными характеристиками голоса;
Правильно выполнять I-II комплексы фонопедических упражнений;
петь вокально-хоровые упражнения 1, 2-х –голосные, каноны;
Читать с листа 1,2 –х голосные номера (гармонического склада и с
подголосочной полифонии среднего уровня сложности);
Проводить анализ разучиваемых произведений.
Методические материалы
Работа с вокальным ансамблем опирается методы, которые можно
классифицировать по источнику информации и характеру деятельности – словесные,
наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим задачам –
восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание,
повторение, контроль.
Методика работы с вокальным ансамблем подчиняется основным
принципам дидактики:
- соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню
общественного развития;
- постоянство требований и систематическое повторение действий;
- увлеченность и интерес;
- учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей
детей.
Дидактические закономерности обучения характеризуются такими
качествами, как:
- зависимость результатов обучения от регулярности и систематичности
занятий; - осознание целей обучения;
- значимость для детей усваиваемого репертуара;
- сложности произведения.
Четкая структура занятий имеет в вокальном ансамбле особое значение.
Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и
трудного, напряжения и разрядки делают хоровые занятия продуктивными и
действенными.
18
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- метод стимулирования и мотивации учебной деятельности создание
ситуаций успеха в учении поощрение и порицание разъяснение
- метод организации и осуществления учебных действий словесные (рассказ,
беседа) наглядные (иллюстрация, демонстрация практические репродуктивные и
проблемно – поисковые ( от частного к общему, от общего к частному)
- методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя. метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности
- метод устного контроля и самоконтроля в обучении
Методы музыкального образования обуславливают взаимодействие с
содержанием музыки, направлены на освоение способов музыкальной деятельности,
позволяют проявиться внутреннему миру ребенка, наблюдать процесс
самоизменения через музыку.
Для включения детей в активную и приятную для них деятельность
используется ряд эффективных методических приемов:
- Разучивая и исполняя произведения, целесообразно проводить работу сразу
над несколькими различными по характеру и сложностями песнями.
- В процессе разучивания и исполнения надо обращать внимание детей на
качество творческого звука, на то, «что такое хорошо и что такое плохо» в пении,
учить красоте и содержательной наполненности звучания.
Итогом должно стать создание убедительного художественного образа,
выразительное осмысленное исполнение музыки. Также развитию творческого
навыка у детей способствуют импровизации: вокальные, двигательные, ритмические.
Формы воспитательной работы
Концерты, конкурсы, фестивали, занятия «наоборот», когда занятие готовят
и проводят дети, открытые занятия, музыкальная гостиная, взаимодействие с
другими творческими коллективами, участие во внешкольных мероприятиях
(викторины, квесты), занятия с привлечением специалистов, мастер-классы.
Воспитательная работа и массовые мероприятия
№
Название мероприятия
п\п
1 День знаний
Мероприятия ко Дню
2 Учителя, День
пожилого человека
3 День музыки
Сроки
сентябрь
октябрь
ноябрь
Место
проведения
МАОУ
Гимназия
№155
МАОУ
Гимназия
№155
МАОУ
Ответственные
19
4 Новый год
декабрь
5 Рождество
январь
6 Масленица
февраль
7
Международный
Женский день
март
8 День космонавтики
апрель
8 День Победы
май
Гимназия
№155
МАОУ
Гимназия
№155
МАОУ
Гимназия
№155
МАОУ
Гимназия
№155
МАОУ
Гимназия
№155
МАОУ
Гимназия
№155
МАОУ
Гимназия
№155
Форма работы с родителями
Формы взаимодействия
Тема
Сроки
Работа в кабинете
Подготовка паспорта кабинета,
помощь в уборке,
облагораживании кабинета
Информирование о планах
работы объединения на
учебный год
Информирование о планах
работы объединения на
учебный год
Совместная работа с
психологом (тестирование и
анализ развития личности
ребенка с согласия родителей);
вопросы посещаемости,
успехов обучающихся в
объединении.
Сентябрь
Родительские собрания
Родительские собрания
Индивидуальные и
групповые консультации
сентябрь
Сентябрь
В течение года
20
Концерты к календарным Помощь в организации
и тематическим
праздникам, совместные
мероприятия
Консультации (лично,
Текущие организационные
онлайн)
вопросы
В течение
года
В течение
года
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Библиографический указатель
1. Беляев С.Е. Рассказы господина Бемоля. – Екатеринбург.: Издательство
Дома учителя, 1997.-48с.
2. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе: Сценарии
праздников в начальной школе. – Ярославль.: Академия развития, 2002.240 с.
3. Гаал Д.Ш.Лист.-М.: Правда, 1985. – 416с.
4. Елисеев Б.Русские композиторы. – М.: Белый город, 2008.-47с.
5. Згорж А. Один против судьбы. – М.: Правда, 1987.-496с.
6. Золоева Л. Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим. – М.:
Олма-пресс, 2001.-447с. – (Мировая культура)
7. Ильин М. Александр Порфирьевич Бородин. – М.: Правда, 1989. – 480с.
8. Искусство Т.7. Ч.З; Музыка. Театр. Кино. – М.: Аванта+, 2006.-624с.
(Энциклопедия для детей)
9. Махотин С. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Белый город, 2008.-63с.
10. Русские песни. – М.: Белый город, 2008. – 47с. – (История России в
летописях, сказаниях и былинах).
11. Справочник школьника. История мировой культуры. – М.: АСТ, 1996.610с.
12.Универсальная школьная энциклопедия. Биографии. – М.: Мир
энциклопедий Аванта+, 2007.-592с.
13.Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыкальная классика.
Третий год обучения.- Ростов на Дону.: Феникс, 2004.-288с.
14.Я познаю мир. Культура. – М.: АСТ, 1996.-480с.
Материально-техническое обеспечение
Основное оборудование:
Комплект мебели:
Парты (15 шт.);
Стулья (30 шт.);
Стол учительский (1 шт.);
21
Стол компьютерный (1 шт.);
Шкаф книжный (8 шт.);
Фортепиано (1 шт.);
Портреты композиторов (30 шт.);
Набор детских музыкальных инструментов (1 шт.).
Цифровые образовательные ресурсы (далее ЦОР):
1. В мире музыки-1 [Видеозапись]. – М.: Квадрат, 2011
2. В мире музыки-2 [Видеозапись]. – М.: Квадрат, 2011
3. Золушка [Видеозапись]: балет. – М.: ООО Виасто, 2012
4. Иван Грозный [Видеозапись]: балет. – М.: ТЕН-Видео, 1990
5. Каменный цветок [Видеозапись]: балет. – М.: ТЕН-Видео, 1990
6. Конёк-Горбунок [Видеозапись]: балет. – М.: ООО Виасто, 2002
7. Лебединое озеро [Видеозапись]: балет. – М.: ТЕН-Видео, 2001
8. Моя Кармен [Видеозапись]: опера. – М.: ТЕН-Видео, 2001
9. Ромео и Джульетта [Видеозапись]: балет. – М.: ТЕН-Видео, 1989
10. Спящая красавица [Видеозапись]: балет. – М.: ТЕН-Видео, 2001
11. Шедевры музыки [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2001
12. Щелкунчик [Видеозапись]: балет. – М.: ТЕН-Видео, 2001
13. Энциклопедия классической музыки [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск,
2001.
Технические средства:
- компьютер (1 шт.);
- мультимедийный проектор (1 шт.);
- экран (1 шт.);
- музыкальный центр (1 шт.);
- проигрыватель (1 шт.);
- принтер (1 шт.);
- телевизор (1 шт.).
Аннотация
Содержание программы направлено на развитие вокальных и музыкальных
способностей обучающихся, навыков ансамблевого исполнительства.
Занятия в ансамбле повышают ответственность каждого обучающегося за
качественный уровень выступления, способствуют всестороннему развитию
эстетического вкуса и творческого потенциала.
Сведения об авторе
Кузнецова Александра Николаевна
МАОУ Гимназия №155
Учитель, педагог дополнительного образования
22
Высшее, УрГПУ, квалификация «Учитель музыки» по специальности
«Музыкальное образование», 2003 год; УрГПУ, квалификация «Магистр» по
профилю «Культурологическое образование», 2016 год
Педагогический стаж: 27 лет
Домашний адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинистов, 12-39
Телефон: 229-0-155, 8-912-2212-155
Оценочные материалы для занятий вокальной студии «Королёк»
При оценивании успеваемости детей у контрольной группы на каждом занятии,
у остальных групп по окончании года, учитываются следующие показатели:
1. Теоретическая подготовка ребёнка
а) Владение специальной терминологией
б) Теоретическое понимание правильного звукообразования
в) Знание жанровых и стилевых разновидностей вокальной музыки
г) Знания о работе с микрофоном, этике артиста, поведении на сцене
2. Практическая подготовка ребёнка
а) Чистота интонирования
б) Чувство ритма
в) Гармонический слух
г) Вокально-певческая установка
д) Сценическое движение, навык работы с микрофоном
3. Обще-учебные умения и навыки ребёнка:
Работа с интернетом: поиск музыки, фонограмм, текста.
1-2 балла
Низкий: интонация неустойчивая, индивидуальность тембра выражена слабо
(невозможно использование в качестве солирующего голоса), певческое вибрато не
сформировано, слабо выражен навык пения на дыхании, артикуляция вялая, слова
искажаются, динамические возможности слабые, неровное звучание голоса на
протяжении исполнения всего произведения, несоблюдение ритма, неразвитость
гармонического слуха. Наличие скованности, излишнего волнения, несобранность.
Не имеет навыка работы с микрофоном, не имеет опыта выступления на сцене.
Низкая теоретическая подготовка (терминология, стилистика), не имеет навыка
поиска информации в интернете, работы с компьютерными программами.
3 балла
Средний: интонация устойчивая, индивидуальность тембра выражена средне
(возможно использование в общем звучании хоровой партии), певческое вибрато
является неопределенным, динамические возможности небольшие, частично
присутствует навык пения на дыхании, звучание голоса на протяжении певческого
23
диапазона не выровнено, удовлетворительное воспроизведение ритма, частичная
развитость гармонического слуха, имеет слабый навык работы с микрофоном,
небольшой опыт на сцене, слабые умения в пользовании интернетом, поиске
информации
4-5 баллов
Высокий: пение на опоре, в правильной певческой позиции, резонирование звука,
яркая выраженность индивидуальности тембра (возможно использование в качестве
солирующего голоса), динамические возможности голоса ярко выражены,
техническая выносливость позволяет исполнять произведение целиком без
голосовой усталости, т.к. присутствует навык пения на дыхании, артикуляция
активная, звучание голоса на протяжении певческого диапазона выровнено. Имеет
навык работы с микрофоном, успешный опыт выступлений на сцене, умеет работать
с интернетом, грамотно обрабатывать информацию.
Результатом деятельности на занятии является достижение либо
недостижение некой цели в приобретении и усвоении вокальных навыков,
улучшении качества исполнения.
Правила поведения певца до выхода на сцену и во время концерта
• настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену, ещё дома, собирая
ноты, готовя костюм и реквизит.
• старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или
костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое называется «сцена».
• оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы
нормально дышать и красиво выглядеть, что немаловажно, улыбнитесь и вперед.
• состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой
лошади перед стартом. Это состояние возвышенного возбуждения и нетерпения
быстрейшего выхода на сцену. Несите себя ровно, с достоинством, с высоко
поднятой головой.
• вот вы на сцене и перед вами сотни зрителей. Не начинайте выступление сразу,
старайтесь даже при самом страшном волнении сохранять внешнее спокойствие.
• если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавливается, сохнет во рту,
рекомендуют раза три медленно вздохнуть и выдохнуть, тихонечко покусать кончик
языка – это вас успокоит и увлажнит полость вашего рта.
• стройте программу вашего концерта понарастающей, перемежая сильные
тяжелые произведения более легкими, чтобы связки и весь организм успевал
немного отдохнуть.
• ведите себя в паузах между произведениями интеллигентно и с достоинством,
не забывая при этом про улыбку.
• не кланяйтесь в низком реверансе – это признак дурного тона. Также не
рассылайте бесконечные воздушные поцелуи.
• во время пения не смотрите в пол, глаза при пении очень важны, они
выражают эмоциональное состояние каждого произведения.
24
• не переминайтесь с ноги на ногу, найдите положение, удобное для вашего тела.
Не рекомендуется стоять во время пения фронтально к публике, лучше развернуть
торс в полуобороте, выдвинув одну ногу вперед.
• не машите чрезмерно руками – это говорит о нервозности и
непрофессионализме, но и не зажимайте руки, прижав их к себе, так как при пении
живёт весь организм, в зависимости от образа руки могут быть нежными,
страстными и даже страшно скрюченными, но это только в том случае, если этого
требует образ.
• заканчивайте выступление на его пике, не утомляя публики, и ни в коем
случае не заканчивайте концерт после пика менее выигрышными произведениями
заканчивайте тогда, когда во время пика публика еще хочет и хочет вас слушать.
25