Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 155
Принято
Утверждено
на педагогическом совете
Директор МАОУ Гимназия №155
протокол №1 от 29.08.2024 г.
______________В.А.Комолова
приказ №172-О от 29.08.2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ (вариант 7.1)
г. Екатеринбург
2024
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
(ВАРИАНТ 7.1)
Пояснительная записка.
Адаптированная
основная
образовательная
программа
начального
общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
(далее АООП НОО обучающихся с ЗПР) разработана в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом (далее –
ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее
–
ОВЗ)
и
общеобразовательной
с
федеральной
программы
адаптированной
начального
общего
основной
образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1).
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР: обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством
создания
условий
образовательных
для
максимального
удовлетворения
особых
потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
основных задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
достижение планируемых результатов освоения АООП НОО для
обучающихся с ЗПР, целевых установок, приобретение знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями
и
возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями
развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её
индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с
обеспечением
преодоления
возможных
трудностей
познавательного,
коммуникативного, двигательного, личностного развития;
создание благоприятных условий для образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
удовлетворения особых обеспечение доступности получения
качественного начального общего образования;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с
ЗПР
через
проведения
организацию
их
общественно
полезной
деятельности,
спортивно-
оздоровительной
работы,
организацию
художественного творчества с использованием системы клубов, секций,
студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия),
проведении
спортивных,
творческих
и
других
соревнований;
использование
в
образовательном
процессе
современных
образовательных технологий деятельностного типа;
предоставление обучающимся с ЗПР возможности для эффективной
самостоятельной работы;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (района, города).
Общая характеристика
АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) разработана
в
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к её
структуре, условиям реализации и результатам освоения.
Вариант
7.1
предполагает,
что
обучающийся
с
ЗПР
получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4
классы).
АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), представляет собой
адаптированный вариант ФОП НОО. Адаптация программы предполагает
введение
программы
коррекционной
работы,
ориентированной
на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
и поддержку в освоении АООП НОО (вариант 7.1), требований к
результатам освоения программы коррекционной работы АООП НОО для
обучающихся с ЗПР. Обязательными условиями реализации АООП НОО
для
обучающихся
сопровождение
с
ЗПР
обучающегося,
является
психолого-
согласованная
работа
педагогическое
педагогических
работников, реализующими программу коррекционной работы, содержание
которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых
образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.
АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к
моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого
возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции,
проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и
признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у
данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой
органической недостаточности ЦНС, выражающиеся в повышенной
психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной
работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным
нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут
отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах
пространственных
представлений,
зрительно-моторной
координации,
фонетико- фонематического развития, нейродинамики, но при этом
наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР,
осваивающих АООП НОО (вариант 7.1)
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с
ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения
психического развития, определяют особую логику построения учебного
процесса и находят своё отражение
в
структуре
и
содержании
образования. Наряду с этим современные научные представления об
особенностях психофизического развития разных групп обучающихся
позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех
обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после
выявления первичного нарушения развития;
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным
потребностям обучающегося с ОВЗ;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
психологическое
сопровождение,
оптимизирующее
взаимодействие
обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками;
психологическое
сопровождение,
направленное
на
установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за
пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1),
характерны следующие специфические образовательные потребности:
обеспечение
особой
пространственной
и
временной
организации
образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой
истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса);
комплексное сопровождение, направленное на компенсацию дефицитов
эмоционального
развития,
формирование
осознанной
саморегуляции
познавательной деятельности и поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы
(«пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,
использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих
как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечение
индивидуального
темпа
обучения
и
продвижения
в
образовательном пространстве для разных групп обучающихся с ЗПР;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и
динамики психофизического развития;
обеспечение
непрерывного
контроля
за
становлением
учебно-
познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями
самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
использование
преимущественно
позитивных
средств
стимуляции
деятельности и поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с
взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
специальная
психокоррекционная
помощь,
направленная
на
формирование способности к самостоятельной организации собственной
деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения
запрашивать и использовать помощь взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации
(сотрудничество с родителями (законными представителями), активизация
ресурсов
семьи
для
формирования
социально
активной
позиции,
нравственных и общекультурных ценностей).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР АООП НОО (ВАРИАНТ 7.1).
Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР
должно стать полноценное начальное общее образование, развитие
социальных (жизненных) компетенций.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП
НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной
работы.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых
для
решения
практико-ориентированных
задач
и
обеспечивающих
становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных
средах:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима
посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение
можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе;
в умении написать при необходимости сообщение, правильно выбрать
адресата
(близкого
человека),
корректно
и
точно
сформулировать
возникшую проблему.
овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни, проявляющееся:
в
расширении
представлений
об
устройстве
домашней
жизни,
разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения
окружающих в быту предметов и вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать
посильное участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя
ответственность в этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с
другими детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы, ориентироваться в
расписании занятий;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников в
школе. овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального
взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации обучающегося в
ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых
обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения
цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении
культурных форм выражения своих чувств.
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в
расширении
и
обогащении
опыта
реального
взаимодействия
обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей,
расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения
опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности
окружающей предметной и природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы;
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной
в
пространстве
и
времени,
адекватных
возрасту
обучающегося;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и
ходом собственной жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании
собственной результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт
других людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться
своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся:
в знании правил поведения и социальных ритуалов, умении их адекватно
использовать в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с
близкими в семье; с педагогическими работниками и обучающимися в
школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
в умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от
нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов,
выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в
умении
проявлять
инициативу,
корректно
устанавливать
и
ограничивать контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях,
быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно
ситуации социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО отражают:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в
классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в
других
ситуациях
общения,
умение
передавать
свои
впечатления,
умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать
вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметнопрактической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметнопрактической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия;
определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех
этапах деятельности;
осуществлять
словесный
отчет
о
процессе
и
результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения
АООП НОО (вариант 7.1) предметные, метапредметные и личностные
результаты;
сформированные в соответствии АООП НОО (вариант 7.1) УУД.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в
соответствии
с
его
потенциальными
возможностями
и
особыми
образовательными потребностями.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП НОО
(ВАРИАНТ 7.1).
Основными направлениями и целями оценочной деятельности являются
оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов
деятельности
образовательных
организаций
и
педагогических
кадров.
Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций
развития системы образования.
Система
оценки
достижения
обучающимися
с
ЗПР
планируемых
результатов освоения АООП НОО (вариант 7.1) предполагает комплексный
подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку
достижения обучающимися всех трех групп результатов образования:
личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися АООП НОО (вариант 7.1)
ЗПР
(кроме
программы
коррекционной
работы)
осуществляется
в
соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов
необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у
обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения
содержания образования и стандартизация планируемых результатов
образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Обучающиеся
с
ЗПР
имеют
право
на
прохождение
текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП
НОО для обучающихся с ЗПР в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой
(по итогам освоения АООП НОО для обучающихся ЗПР) аттестации
обучающихся с ЗПР включают:
особую
форму
организации
аттестации
(в
малой
группе,
индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем,
шаблонов общего хода выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей
и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1.
упрощение
формулировок
по
грамматическому
и
семантическому оформлению;
2.
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее
на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания;
3.
в дополнение к письменной инструкции к заданию, при
необходимости,
она
дополнительно
прочитывается
педагогическим
работником вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся
с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от
другого; упрощение формулировок
задания по грамматическому и
семантическому оформлению);
при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение
внимания,
концентрирование
на
выполнении
работы,
напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение
и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (10-15 минут) при
нарастании в поведении обучающегося проявлений утомления, истощения;
недопустимыми
педагогического
являются
работника,
негативные
создание
реакции
ситуаций,
со
стороны
приводящих
к
эмоциональному травмированию обучающегося.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР должна
предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО.
При
определении
подходов
к
оценке
результатов
освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно
опираться на следующие принципы:
1.
дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных
особенностей
развития
и
особых
образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
2.
динамичности оценки достижений, предполагающей изучение
изменений
психического
и
социального
развития,
индивидуальных
способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
3.
единства параметров, критериев и инструментария оценки
достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить
объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса
образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и
касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки
результатов освоения программы коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов
освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы
выступает
наличие
интегративных
положительной
показателях,
динамики
отражающих
обучающихся
успешность
в
достижения
образовательных достижений и преодоления отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых
процедур.
Мониторинг,
обладая
такими
характеристиками,
как
непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие
обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений
планируемых
результатов
освоения
обучающимися
программы
коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы
в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно
использовать все три формы мониторинга:
1. тартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных
с
особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся,
выявить
исходный
уровень
развития
интегративных
показателей,
свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебнопознавательную деятельность и повседневную жизнь.
2. текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в
течение всего времени обучения обучающегося на уровне начального
общего образования. При использовании данной формы мониторинга
можно использовать экспресс-диагностику интегративных показателей,
состояние
которых
положительной
позволяет
динамики)
или
судить
об
успешности
неуспешности
(наличие
(отсутствие
даже
незначительной положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении
планируемых результатов овладения программой коррекционной работы.
Данные экспресс-диагностики выступают в качестве ориентировочной
основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации
разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее
определенных корректив.
3. финишная диагностика проводится на заключительном этапе обучения
на уровне начального общего образования обучающегося с ЗПР в
соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися
программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и
финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с
учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их
индивидуальных особых образовательных потребностей.
•
для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР
программы коррекционной работы используется метод экспертной оценки,
который представляет собой процедуру оценки результатов на основе
мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа экспертов
объединяет всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает,
воспитывает и тесно контактирует с обучающимся. Задачей такой
экспертной группы является выработка общей оценки достижений
обучающегося в сфере социальной (жизненной) компетенции, которая
обязательно включает мнение семьи, близких обучающегося. Основой
оценки продвижения обучающегося в социальной (жизненной) компетенции
служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и
дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать
мнение
родителей
(законных
представителей),
поскольку
наличие
положительной динамики обучающихся по интегративным показателям,
свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени
влияния
нарушений
развития
на
жизнедеятельность
обучающихся,
проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и в
повседневной жизни.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах
освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае
согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на
расширенное
необходимой
психолого-педагогическое обследование
информации,
позволяющей
внести
для получения
коррективы
в
организацию и содержание программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы не выносятся на итоговую оценку.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (ВАРИАНТ 7.1)
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей, программа формирования
УУД соответствуют требованиям в ФГОС НОО и ФОП НОО.
Программа коррекционной работы.
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию
специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы
коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом
его особых
образовательных
потребностей
на
основе
рекомендаций
ПМПК, ИПРА (при наличии).
Целью программы коррекционной работы выступает создание системы
комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция
недостатков в физическом
и (или) психическом и речевом развитии
обучающихся, их социальная адаптация.
Направления
и
содержание
программы
коррекционной
работы
осуществляются во внеурочное время в объеме не менее 5 часов (пункт
3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Программа коррекционной работы обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом
развитии;
создание адекватных условий для реализации особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
осуществление
индивидуально-ориентированного
психолого-
педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых
образовательных потребностей;
оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО;
возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков,
адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми,
формированию
представлений
об
окружающем
мире
и
собственных
возможностях.
•
Программа коррекционной работы содержит:
перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих
занятий,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР, и освоение ими АООП НОО;
систему
комплексного
психолого-педагогического
и
социального
сопровождения обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса,
включающего психолого-педагогическое обследование обучающихся с
целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся,
мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП НОО,
корректировку коррекционных мероприятий;
механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий
педагогических
коррекционной
педагогики
и
работников,
специалистов
психологии,
медицинских
в
области
работников
организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и
других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
планируемые результаты коррекционной работы.
•
Программа
коррекционной
работы
включает
в
себя
взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
диагностическая работа, обеспечивающая проведение комплексного
обследования обучающихся с ЗПР и подготовку рекомендаций по оказанию
им психолого-педагогической помощи;
коррекционно-развивающая работа, обеспечивающая своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и
коррекцию недостатков в психофизическом развитии обучающихся с ЗПР;
консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального
сопровождения обучающихся с ЗПР и их семей по вопросам реализации
дифференцированных
психолого-педагогических
условий
обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации;
информационно-просветительская
работа,
направленная
на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для обучающихся с ЗПР, со всеми участниками
образовательных отношений - обучающимися, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Коррекционная работа должна включать систематическое психологопедагогическое наблюдение в учебной и внеурочной деятельности,
разработку и реализацию индивидуального маршрута комплексного
психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося с ЗПР на
основе
психолого-педагогической
результатам
изучения
его
характеристики,
особенностей и
составленной
возможностей
по
развития,
выявления трудностей в овладении содержанием начального общего
образования,
особенностей
личностного
развития,
межличностного
взаимодействия с детьми, взрослыми.
Основными
направлениями
в
коррекционной
работе
являются:
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
развитие эмоционально- личностной сферы и коррекция ее недостатков;
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций; развитие зрительно-моторной координации;
формирование
коррекция
произвольной
нарушений
обучающемуся
успеха
регуляции
устной
в
и
различных
деятельности
письменной
видах
речи;
и
поведения;
обеспечение
деятельности
с
целью
предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного
обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
•
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-
образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на
специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется
коррекция нарушений психофизического развития обучающихся с ЗПР и
оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в
освоении АООП НОО в целом.
•
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР
содержания АООП НОО педагогические работники, осуществляющие
психолого- педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить
структуру
программы
коррекционной
работы
соответствующим
направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до
момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания
значительных
стойких
затруднений
в
обучении,
взаимодействии
с
учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР
направляется на ПМПК для комплексного психолого-педагогического
обследования с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему
обучению.
•
Основными механизмами реализации программы коррекционной
работы являются:
Оптимально выстроенное взаимодействие организации, обеспечивающее
системное специалистами различного профиля;
Сопровождение обучающихся
социальное
партнёрство,
предполагающее
профессиональное
взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами.
Психолого-педагогическое
сопровождение
обучающихся
с
ЗПР
осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагогпсихолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования. При
необходимости Программу коррекционной работы может осуществлять
специалист,
работающий в иной организации (центрах
психолого-
педагогической, медицинской и социальной помощи, ПМПК и других).
•
Программа
коррекционной
работы
может
предусматривать
вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ЗПР.
Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень
участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и
развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ЗПР и
удовлетворению их особых образовательных потребностей.
•
Программа коррекционной работы содержит: цель, задачи,
программы коррекционных курсов, систему комплексного психологопедагогического
обследования
(диагностическое,
информационно-
обучающихся,
основные
коррекционно-развивающее,
просветительское),
описание
направления
консультативное,
специальных
условий
обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, планируемые результаты
освоения программы коррекционной работы, механизмы реализации
программы.
Рабочая программа воспитания представлена в приложении АООП НОО
для обучающихся с ЗПР.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (ВАРИАНТ 7.1)
Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют
положениям учебного плана в ООП НОО. Во внеурочную область
учебного плана включаются коррекционно-развивающие занятия по
программе коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на одного
обучающегося
с ЗПР (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических
требований).
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР
представляют
собой
интегративное
описание
совокупности
условий,
необходимых для реализации АООП НОО, и структурируются по сферам
ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных
требований
является создание
комфортной
коррекционно-развивающей
образовательной среды для обучающихся с ЗПР, построенной с учетом их
особых
образовательных
потребностей,
которая
обеспечивает
высокое
качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для
обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное
развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического,
психического и социального здоровья обучающихся.
При реализации данной адаптированной образовательной программы
должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие освоение
обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с
учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.
Календарный учебный график, календарный план воспитательной работы
соответствуют данным разделам ООП НОО.
Кадровые условия.
Описание кадровых условий реализации АООП НОО включает:
• характеристику укомплектованности Организации;
•
описание
уровня
квалификации
функциональных обязанностей;
работников
Организации
и
их
•
описание
реализуемой
системы
непрерывного
профессионального
развития и повышения квалификации педагогических работников;
•
описание
системы
оценки
деятельности
членов
педагогического
коллектива. Образовательная организация, реализующая АООП НОО для
обучающихся
с
руководящими
ЗПР,
и
должна
иными
быть
укомплектована
работниками
имеющими,
педагогическими,
профессиональную
подготовку соответствующего уровня и направленности.
Уровень
квалификации
работников
образовательной
организации,
реализующей АООП НОО обучающихся с ЗПР, для каждой занимаемой
должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по
соответствующей
должности,
а
для
педагогических
работников
государственной или муниципальной образовательной организации - также
квалификационной категории.
В штат специалистов образовательной организации, реализующей вариант
7.1 АООП НОО обучающихся с ЗПР должны входить: учитель начальных
классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры,
учитель иностранного языка, воспитатель, педагог-психолог, социальный
педагог, педагог-организатор, образования, учитель-логопед.
Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу
коррекционной работы АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), должны
иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов
программ подготовки:
а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам
подготовки олигофренопедагога;
в) по специальности «Олигофренопедагогика» или по специальностям
«Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» при прохождении
переподготовки в области олигофренопедагогики;
г)
по
педагогическим
специальностям
или
по
направлениям
(«Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с
обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области
олигофренопедагогики.
Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по
одному из вариантов программ подготовки:
а) по специальности «Специальная психология»;
б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам
подготовки
бакалавра
или
магистра
в
области
психологического
сопровождения образования лиц с ОВЗ;
в) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области
психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
г)
по
педагогическим
специальностям
или
по
направлениям
(«Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с
обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области
специальной психологии.
Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по
одному из вариантов программ подготовки:
а) по специальности «Логопедия»;
б) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области
логопедии;
в)
по
педагогическим
специальностям
или
по
направлениям
(«Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с
обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области
логопедии.
Все
специалисты
должны
обязательно
пройти
профессиональную
переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме 72 и более
часов) в области инклюзивного образования, подтвержденные дипломом о
профессиональной
переподготовке
или
удостоверением
о
повышении
квалификации установленного образца.
Лица, имеющие высшее педагогическое профессиональное образование по
другим специальностям и профилям подготовки, для реализации программы
коррекционной работы должны пройти переподготовку либо получить
образование в области олигофренопедагогики, подтвержденные документом
соответствующего образца.
При необходимости образовательная организация может использовать
сетевые формы реализации программы коррекционной работы, которые
позволят
привлечь
специалистов
других
организаций
к
работе
с
обучающимися с ЗПР для удовлетворения их особых образовательных
потребностей.
Педагоги,
которые
реализуют
предметные
области
АООП
НОО
обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1), должны иметь высшее профессиональное
образование, предусматривающее освоение одного из вариантов программ
подготовки:
получение степени/квалификации бакалавра или магистра по
направлению «Педагогическое образование» (соответствующего профиля
подготовки);
получение квалификации учитель начальных классов по специальности
«Начальное образование»;
получение квалификации учитель по другим специальностям при наличии
переподготовки или курсов повышения квалификации в области начального
образования.
Для этих категорий специалистов обязательным требованием является
прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения
квалификации
в
области
инклюзивного
образования,
подтвержденные
дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о
повышении квалификации установленного образца.
Руководящие работники (административный персонал) – наряду со средним
или высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь
удостоверение
о
повышении
квалификации
в
области
инклюзивного
образования установленного образца.
В системе образования должны быть созданы условия для комплексного
взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающие возможность
восполнения
недостающих
кадровых
ресурсов,
ведения
постоянной
методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам
реализации АООП НОО, использования инновационного опыта других
образовательных организаций, проведения комплексных мониторинговых
исследований результатов образовательного процесса и эффективности
инноваций.
Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение начального общего образования
обучающихся с ЗПР должно отвечать не только общим, но и их особым
образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально44
технического обеспечения процесса образования должна быть отражена
специфика требований к:
организации пространства, в котором обучается ребёнок с ЗПР;
организации временного режима обучения;
техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР;
учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным
инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям
обучающихся с ЗПР и позволяющих реализовывать выбранный вариант
программы.
Требования к организации пространства
Под особой организацией образовательного пространства понимается
создание комфортных условий во всех учебных и внеучебных помещениях.
В образовательной организации должны быть отдельные специально
оборудованные помещения для проведения занятий с педагогом-дефектологом,
психологом, учителем-логопедом и другими специалистами, отвечающие
задачам
программы
коррекционной
работы
и
задачам
психологопедагогического сопровождения обучающегося с ЗПР. Должно быть
организовано
пространство
для
отдыха
и
двигательной
активности
обучающихся на перемене и во второй половине дня, желательно наличие
игрового помещения.
Для обучающихся с задержкой психического развития необходимо
создавать
доступное
максимальное
пространство,
количество
которое
сведений
через
позволит
воспринимать
аудио-визуализированные
источники, а именно удобно расположенные и доступные стенды с
представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах
поведения, правилах безопасности, распорядке /режиме функционирования
учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших
планах и т.д..
Организация
рабочего
пространства
обучающегося
с
задержкой
психического развития в классе предполагает выбор парты и партнера. При
реализации АООП НОО необходимо обеспечение обучающемуся с ЗПР
возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога.
Требования к организации временного режима обучения.
Временной режим образования обучающихся с ЗПР (учебный год, учебная
неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными
нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства
образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.
Организация
временного
режима
обучения
детей
с
ЗПР
должна
соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их
индивидуальные возможности.
Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР для варианта 7.1
составляют 4 года (1-4 классы).
Устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1 классы –
33 учебных недели; 2 – 4 классы – 34 учебных недели.
Продолжительность
гигиенических
учебной
требований
к
недели
–
5
максимальным
дней
(при
величинам
соблюдении
недельной
образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10). Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Обучение проходит в первую смену. Продолжительность
учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной
организацией с учетом особых образовательных потребностей обучающегося,
его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок
учебного дня обучающихся с ЗПР устанавливается с учетом их повышенной
утомляемости
в
соответствии
с
требованиями
к
здоровьесбережению
(регулируется объем нагрузки по реализации АООП НОО, время на
самостоятельную
учебную
работу,
время
отдыха,
удовлетворение
потребностей 46 обучающихся в двигательной активности). Целесообразно
обучение по режиму продленного дня с организацией прогулки, питания,
необходимых оздоровительных мероприятий.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного
плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину
недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10.
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в
течение учебной недели.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых
уроков не допускается. Число уроков в день:
для обучающихся 1 классов – не должно превышать 4 уроков и один день в
неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2 – 4 классов – не более 5 уроков.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При
определении
продолжительности
занятий
в
1
классах
используется
«ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по
3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут
каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут,
большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной
большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать
перемены по 20 минут каждая. Между началом коррекционных, внеклассных,
факультативных занятий, кружков, секций и последним уроком рекомендуется
устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
При обучении детей с ЗПР предусматривается специальный подход при
комплектовании класса общеобразовательной организации, в котором будет
обучаться ребенок с ЗПР. Общая численность класса, в котором обучаются
дети с ЗПР, осваивающие вариант 7.1 АООП НОО, не должна превышать 25
обучающихся, число обучающихся с ЗПР в классе не должно превышать
четырех, остальные обучающиеся – не имеющие ограничений по здоровью.
Требования к техническим средствам обучения
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты
обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые
образовательные потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации
учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К
техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР, ориентированным на их
особые образовательные потребности, относятся: компьютеры c колонками и
выходом в Internet, принтер, сканер, мультимедийные проекторы с экранами,
интерактивные доски, коммуникационные каналы, программные продукты,
средства
для
хранения
и
переноса
информации
(USB
накопители),
музыкальные центры с набором аудиодисков со звуками живой и неживой
природы, музыкальными записями, аудиокнигами и др.
Учебный и дидактический материал
При освоении АООП НОО обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым
учебникам
для
сверстников,
специальными,
учитывающими
приложениями
и
не
имеющих
особые
дидактическими
ограничений
образовательные
материалами
здоровья,
со
потребности,
(преимущественное
использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими
тетрадями
и
пр.
обеспечивающими
на
бумажных
реализацию
и/или
программы
электронных
коррекционной
носителях,
работы,
направленную на специальную поддержку освоения ООП НОО.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают
необходимость
преимущественное
специального
подбора
использование
дидактического
натуральной
и
материала,
иллюстративной
наглядности.
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не
только на обучающегося, но и на всех участников процесса образования.
Специфика данной группы требований обусловлена большей необходимостью
индивидуализации процесса образования обучающихся с ЗПР, и состоит в том,
что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь
неограниченный доступ к организационной технике либо специальному
ресурсному центру в образовательной организации, где можно осуществлять
подготовку необходимых индивидуализированных материалов для реализации
АООП НОО.
Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе
сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного
профиля,
вовлечённых
в
процесс
образования,
родителей
(законных
представителей) обучающегося с ЗПР. Предусматривается материальнотехническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и
взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс
образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ЗПР. В
случае
необходимости
организации
удаленной
работы,
специалисты
обеспечиваются полным комплектом компьютерного и
периферийного
оборудования.
Информационное
правовую
базу
предполагаемых
обеспечение
образования
включает
обучающихся
информационных
связей
необходимую
с
ЗПР
участников
и
нормативно-
характеристики
образовательного
процесса и наличие. Информационно-методическое обеспечение реализации
АООП НОО обучающихся с ЗПР направлено на обеспечение широкого,
постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного
процесса к любой информации, связанной с реализацией программы,
планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и
условиями его осуществления.
Требования
к
обеспечению
информационно-методическому
образовательного процесса включают:
1. Необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся с
ЗПР.
2. Характеристики предполагаемых информационных связей участников
образовательных отношений.
3. Специальные
современными
периодические
научно
издания
обоснованными
(журналы),
знакомящие
с
методическими
материалами
и
передовым опытом воспитания и обучения детей с ОВЗ.
4. Получения
способами,
в
доступа
том
числе
к
информационным
к
электронным
ресурсам,
различными
образовательным
размещенным в федеральных и региональных базах данных.
ресурсам,