21.10.2020
Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует использование программы "Разговор о правильном питании" в практической педагогической деятельности как один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни. Гимназия 4 год работает в рамках внеурочной деятельности по данной программе с использованием методических пособий для обучающихся и педагогов. Программа рассчитана на дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 14 лет и состоит из трех частей: - "Разговор о правильном питании" - для дошкольников и младших школьников 6-8 лет; - "Две недели в лагере здоровья" - для школьников 9-11 лет; - "Формула правильного питания" - для школьников 12-14 лет. Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач: - формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; - формирование у дошкольников и школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; - освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания; - формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека; - информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов; - развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности; - развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; - просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Содержание программы "Разговор о правильном питании" отвечает следующим принципам: - возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков; - научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков; - практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков; - динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей; - вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся; - культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания: "Разговор о правильном питании." " Разнообразие питания: 1. "Самые полезные продукты", 2. "Что надо есть, если хочешь стать сильнее", 3. "Где найти витамины весной", 4. "Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты", 5. "Каждому овощу свое время"); " Гигиена питания: "Как правильно есть" " Режим питания: "Удивительные превращения пирожка" " Рацион питания: 1. "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной", 2. "Плох обед, если хлеба нет", 3. "Полдник. Время есть булочки", 4. "Пора ужинать", 5. "Если хочется пить"; " Культура питания: 1. "На вкус и цвет товарищей нет", 2. "День рождения Зелибобы".
" Гигиена питания и приготовление пищи": 1. "Где и как готовят пищу", 2. "Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен"); " Этикет": 1. "Как правильно накрыть стол", 2. "Как правильно вести себя за столом"; " Рацион питания": 1. "Молоко и молочные продукты", 2. "Блюда из зерна", 3. "Какую пищу можно найти в лесу", 4. "Что и как приготовить из рыбы",5. "Дары моря"); " Традиции и культура питания": "Кулинарное путешествие по России". "Формула правильного питания" " Рациональное питание как часть здорового образа жизни: 1. "Здоровье - это здорово"; 2. "Продукты разные нужны, продукты разные важны", " Режим питания: "Режим питания", " адекватность питания: "Энергия пищи", " гигиена питания и приготовление пищи: 1. "Где и как мы едим", 2. "Ты готовишь себе и друзьям"); " Потребительская культура: "Ты - покупатель"; " Традиции и культура питания: 1. "Кухни разных народов", 2. "Кулинарное путешествие", 3. "Как питались на Руси и в России", 4. "Необычное кулинарное путешествие".
Реализация Программы определяется ее модульным характером, что предполагает: - вариативность при выборе площадок для ее реализации. Программа может быть использована в учреждениях различного типа - общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, коррекционных школах, детских домах и интернатах, в системе дополнительного образования и т.д.; - свободным выбором сроков реализации как каждой из тем, так и всей Программы в целом. Сроки реализации определяются самим педагогом с учетом важности конкретной темы для учащихся, их заинтересованности и т.д.
- вариативность способов реализации Программы, которая может быть реализована в рамках внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий), в рамках факультативной и кружковой работы, в рамках реализации регионального компонента учебного плана, направленного на формирование у школьников здорового образа жизни. Темы Программы могут быть также интегрированы в содержание базовых учебных курсов. Так, ряд тем первой части Программы "Разговор о правильном питании" может быть использован на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира.Темы второй части Программы "Две недели в лагере здоровья" могут также использоваться на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира, ОБЖ, а также уроках обслуживающего труда. Темы третьей части Программы "Формула правильного питания" могут быть включены в содержание уроков литературы, русского языка, математики, биологии, географии, истории, музыки, изобразительного искусства, ОБЖ.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Программа "Разговор о правильном питании" позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети и подростки самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. Более того, по признанию большинства родителей, программа "Разговор о правильном питании" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным.