Подвижные игры

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования физкультурно - спортивной
направленности «Подвижные игры» для обучающихся 1-2 класса.
На реализацию программы отводится 4.5 часа в неделю, программа рассчитана на
157 часов (35 учебных недель).
Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно правовых документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
• Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
Организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
• Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября
2015 г. № 09-3242.
Актуальность, новизна: Поскольку у педагогов и психологов в последние годы
вызывают опасения материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического

и психического здоровья школьников, основная задача обучения детей состоит в
физическом и интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда
обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.
Эта

программа

двигательного

опыта

способствует
воспитания

укреплению
здорового

здоровья,

образа

формированию

жизни

через

занятия

физическими упражнениями и активности, самостоятельности в двигательной
активности, в частности, игры.
Цель программы:
– обучение подвижным играм различной направленности и элементам спортивных
игр (волейбол, баскетбол, лапта), формирование двигательной активности
обучающихся 1-2 класса и содействие всестороннему развитию личности,
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи:
1. Приобретение знаний о русских народных играх, о традициях, истории и
культуре

русского

народа.

2. Обучение разнообразным правилам русских народных игр и других физических
упражнений

игровой

направленности.

3. Привитие необходимых теоретических знаний в области физической культуры,
спорта,

гигиены.

4. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
5. Гармоничное развитие функциональных систем организма ребёнка, повышение
жизненного

тонуса.

6.

Повышение

7.

Формирование

упражнениями,

физической

и

потребности

умственной
к

работоспособности

систематическим

ответственности

за

занятиям
своё

школьника.
физическими
здоровье.

8. Привитие учащимся интереса и любви к занятиям различным видам спортивной
и

игровой

деятельности.

9. Воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях
учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Отличительные особенности данной программы: Занятия по данной программе
состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество
времени занимает практическая часть. Теоретическая часть занятий максимально
компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
На теоретических занятиях обучающимся сообщаются основные сведения о
названиях, правилах проведения, организации, и технике безопасности на занятиях
подвижными играми, понятие о правильной осанке, рациональном дыхании,
режиме дня и личной гигиене.
Возрастная категория обучающихся – 7-10 лет;
В 7 лет ускоренные темпы развития корковой части двигательного анализатора
создают оптимальные условия для формирования и шлифовки двигательных
навыков.

Совершенствование

морфологических

характеристик

структурных

элементов двигательного аппарата сочетается в период первого детства с развитием
индивидуального сенсомоторного профиля, который отражает особенности
функциональной организации парной деятельности полушарий головного мозга.
Дети в этом возрасте четко разделяются на правшей (15%), левшей (1%),
смешанного профиля (84%, из которых 63% – «скрытые» левши).
Развитие физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости и
ловкости коррелирует с общим ростом и развитием организма, морфологическим и
функциональным

созреванием

ЦНС,

опорно-двигательного

аппарата

и

вегетативных систем. В связи с дифференцировкой двигательных нервных
окончаний в мышцах к 7 годам, улучшаются процессы внутримышечной
координации, что способствует повышению силовых проявлений.
Развитие физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости и
ловкости коррелирует с общим ростом и развитием организма, морфологическим и

функциональным

созреванием

ЦНС,

опорно-двигательного

аппарата

и

вегетативных систем. В связи с дифференцировкой двигательных нервных
окончаний в мышцах к 7 годам, улучшаются процессы внутримышечной
координации, что способствует повышению силовых проявлений.Начиная с 8 лет,
формируется
присущий

сложнокоординационный

взрослому

человеку.

механизм

управления

Дифференцировка

движениями,

двигательных

нервных

окончаний, прогрессирующая к 7-8 годам, совершенствование центрального
механизма, программирующего движения, повышает способность к длительной
динамической работе.
К концу учебного года дети должны знать и уметь: В процессе реализации
программы дети смогут активно играть, самостоятельно и с удовольствием, в
любой игровой ситуации сами регулировать степень мышечного напряжения и
внимания, приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды,
находить выход из критического положения, быстро принимать решение и
приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую
поддержку, добиваться достижения общей цели. Учащиеся научатся составлять и
правильно

выполнять

комплексы

физических

упражнений

на

развитие

координации, на формирование правильной осанки; организовывать и проводить
самостоятельно подвижные игры; уметь взаимодействовать с одноклассниками в
процессе занятий; выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые
упражнения, гибкость). Научатся проявлять смекалку и находчивость, быстроту и
хорошую координацию; владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным
инвентарём; применять игровые навыки в жизненных ситуациях. Дети узнают
историю возникновения русских народных игр; правила проведения игр, эстафет и
праздников; основные факторы, влияющие на здоровье человека. Узнают об
основах правильного питания, об общих и индивидуальных основах личной
гигиены, о правилах использования закаливающих процедур; о профилактике
нарушения осанки; о причинах травматизма и правилах его предупреждения.

Календарный учебный график:
Год Реализац Комплектова Новогодн
обу ия ДООП ние групп
ие
чен
каникулы
ия
1

С 15.09.
по 31.05

с 01.09. по
14. 09.

Промежуточ Итогова Летние
ная
я
канику
аттестация
аттестац лы
ия

с 01.01. по с 20.05. по
08.01
31.05.

с 01.06.
по
31.08.

ОФОРМЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО УЧЕБНОГО ГРАФИКА

N
п/п

Месяц

1 сентябрь

Чис Время
ло проведе
ния
занятия

Форма
занятия

Колво
часо
в

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

3

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Игры на знакомство
:ОРУ. Игра
«Рукопожатие»

Спорт.
зал

текущий

Игры на знакомство
:ОРУ. Игра «Игра
Клубок ниток»

Спорт.
зал

текущий

2

сентябрь

5

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5

3

сентябрь

1
0

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Русские народные
игры. Лапта.

Спорт.
зал

текущий

4

сентябрь

1
2

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Русские народные

Спорт.
зал

текущий

игры. Лапта.

5

сентябрь

1
7

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Русские народные
игры. Лапта.

Спорт.
зал

текущий

6

сентябрь

1
9

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Русские народные

Спорт.
зал

текущий

игры. Лапта.

7

сентябрь

2
4

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Русские народные
игры. Горелки.
Вышибала.

Спорт.
зал

текущий

8

сентябрь

2
6

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Русские народные

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

игры. Перестрелка.
Снайпер.
Разучивание игр «Волк
во рву», «Соревнования
по подвижным играм.

9

октябрь

1

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

10

октябрь

3

14.1016.00

Учебно
е

2,5 Русские народные

игры. Перестрелка,
Снайпер

занятие

11

октябрь

8

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Русские народные
игры. Казаки
разбойники.

Спорт.
зал

текущий

12

октябрь

1
0

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Русские народные

Спорт.
зал

текущий

игры. Вызов номеров.
Салки в вариантах.
Пустое место.

13

октябрь

1
5

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Русские народные
игры. Пятнашки.
Охотники и утки.
Пустое место.

Спорт.
зал

текущий

14

октябрь

1
7

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Русские народные

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

игры. Казаки
разбойники
Русские народные игры
Удочка, Быстрые
шеренги.

15

октябрь

2
2

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

16

октябрь

2
4

14.10
-16.00

Учебно
е
занятие

2,5 Русские народные

игры. «Мяч капитану».
Подвижная цель.
Русские народные
игры. «Мяч капитану».
Подвижная цель.

17

ноябрь

5

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

18

ноябрь

7

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Русские народные

игры. Борьба за знамя.

Эстафета с переноской
предметов.«Перетягива
ние каната» . «Не
намочи ног».

19

ноябрь

1
2

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

21

ноябрь

1
4

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Разучивание игры

«Береги предмет»
«Кто первый через
обруч к флажку?»

22

ноябрь

1
9

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Разучивание игр
«Пролезай-убегай»,
«Пчёлки».
Самостоятельные игры.

23

24

ноябрь

ноябрь

2
1

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 «Пятнашки», «С кочки

2
6

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

на кочку», «Кот и
мыши». Игры по
выбору.
«Кто дольше не
собьётся», «Удочка».

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Игры по выбору.
25

26

ноябрь

декабрь

2
8

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Разучивание игр

3

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

«Покати-догони»,
«Прыгай выше и
дружнее» Весёлые
старты.
Разучивание игр
«Упасть не давай»,
«Совушка»
Эстафета с мячами,
скакалками.

27

декабрь

5

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Игры на внимание

Класс, смирно, За
флажками Эстафета с
мячами, скакалками
Спортивная игра
Пионербол
Игра с прыжками
Попрыгунчикиворобушки Спортивная
игра Пионербол

28

декабрь

1
0

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

29

декабрь

1
2

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Игры «Рыбы и рыбаки»,

Колдуны, «Коты и
мыши», Вызов номеров
Спортивная игра
Пионербол

30

декабрь

1
7

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

«Подвижная цель»,
«Передал –
садись»Спортивная
игра Пионербол

Спорт.
зал

текущий

31

декабрь

1
9

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Эстафета с мячами,

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

скакалками
Спортивная игра
Пионербол

32

декабрь

2
4

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Эстафета с мячами,
скакалками
Спортивная игра
Пионербол

33

декабрь

2
6

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Пожелания будущим

проектантам. Эстафета
с мячами, скакалками
Спортивная игра
Пионербол

Спорт.
зал

текущий

34

январь

1
4

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Настольный теннис.
Игровые правила.
Отработка игровых
приёмов. Игра.

Спорт.
зал

текущий

35

январь

1
6

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Настольный теннис.

Спорт.
зал

текущий

Игровые правила.
Отработка игровых
приёмов. Игра.

36

январь

2
1

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Настольный теннис.
Игровые правила.
Отработка игровых
приёмов. Игра.

Спорт.
зал

текущий

37

январь

2
3

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Настольный теннис.

Спорт.
зал

текущий

Игровые правила.
Отработка игровых
приёмов. Игра.

38

январь

2
8

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Настольный теннис.
Игровые правила.
Отработка игровых
приёмов. Игра.

Спорт.
зал

текущий

39

январь

3
0

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Настольный теннис.

Спорт.
зал

текущий

Игровые правила.
Отработка игровых
приёмов. Игра.

40

февраль

4

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Настольный теннис.
Игровые правила.
Отработка игровых
приёмов. Игра.

Спорт.
зал

текущий

41

февраль

6

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Настольный теннис.

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Игровые правила.
Отработка игровых
приёмов. Игра.
Настольный теннис.
Игровые правила.
Отработка игровых
приёмов. Игра.

42

февраль

1
1

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

43

февраль

1
3

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 «Метко в цель»,

«Конники
спортсмены». Эстафета
прыжками.
Спортивная игра
Баскетбол

44

февраль

1
8

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

«Мяч соседу», «Гусилебеди». Эстафета с
передачей палочки.

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спортивная игра
Баскетбол
45

февраль

2
0

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 «Быстрые и меткие»,

«Зайцы в огороде».
Эстафета по кругу.
Спортивная игра
Баскетбол
« Успей поймать»,
«Космонавты».
Соревнования на
точность броска мяча в
корзину. Спортивная
игра Баскетбол

46

февраль

2
5

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

47

февраль

2
7

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 «Попади в последнего»,

«Дальше и выше»,
«Беги и
хватай».Спортивная
игра Баскетбол

48

март

3

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

«Фигуры», «Зайцы,
сторож и Жучка»
«через ручеёк».
Спортивная игра
Баскетбол

Спорт.
зал

текущий

49

март

5

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Упражнение «Силачи».

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Игры: «День и ночь»,
«Волк во рву».
Комбинированная
эстафета.
Спортивная игра
Баскетбол
«Запрещённое
движение», «Ловишки с
приседанием».
Эстафета с обменом
мячей. Спортивная игра
Баскетбол

50

март

1
0

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

51

март

1
2

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Весёлые старты.

52

март

1
7

14.10
-15.30

Учебно
е

2

Настольный теннис.
Игровые правила.
Отработка игровых

53

март

занятие

приёмов. Игра.

1
9

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Настольный теннис.

Игровые правила.
Отработка игровых
приёмов. Игра.

Спорт.
зал

текущий

54

апрель

2

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Русские народные
игры. Лапта:
Спортивная игра :
мини-футбол

Спорт.
зал

текущий

55

апрель

7

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Русские народные

Спорт.
зал

текущий

игры. Лапта:
Спортивная игра :
мини-футбол

56

апрель

9

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Русские народные
игры. Лапта:
Спортивная игра :
мини-футбол

Спорт.
зал

текущий

57

апрель

1
4

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Русские народные

Спорт.
зал

текущий

игры. Лапта:
Спортивная игра :
мини-футбол

58

апрель

1
6

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Русские народные
игры. Лапта:
Спортивная игра :
мини-футбол

Спорт.
зал

текущий

59

апрель

2
1

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Русские народные

Спорт.
зал

текущий

2
3

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

60

апрель

игры. Лапта:
Спортивная игра :
мини-футбол
Русские народные
игры. Горелки.
Вышибала.
Спортивная игра :
мини-футбол

61

апрель

2
8

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Русские народные

игры. Перестрелка,
Снайпер
Спортивная игра :
мини-футбол

62

апрель

3
0

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Разучивание игр «Волк
во рву», «Соревнования
по подвижным играм.

63

май

5

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Русские народные

игры. Перестрелка,
Снайпер

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спортивная игра :
мини-футбол
Русские народные
игры. Казаки
разбойники Спортивная
игра : мини-футбол.

64

май

7

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

65

май

1
4

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Русские народные

игры. Вызов номеров,
Салки в вариантах,
Пустое место
Спортивная игра :
мини-футбол.

66

май

1
9

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

Русские народные
игры. Пятнашки,
Охотники и утки
Пустое место
Спортивная игра :
мини-футбол.

Спорт.
зал

текущий

67

май

2
1

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Русские народные

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

Спорт.
зал

текущий

игры. Казаки
разбойники Спортивная
игра : мини-футбол.
Русские народные игры
Удочка, Быстрые
шеренги Спортивная
игра : мини-футбол.

68

май

2
6

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

69

май

2
8

14.1016.00

Учебно
е
занятие

2,5 Русские народные

14.10
-15.30

Учебно
е
занятие

2

70

май

игры. «Мяч капитану»,
Подвижная цель,
Спортивная игра :
мини-футбол.
Русские народные
игры. «Мяч капитану»,
Подвижная цель,
Спортивная игра :
мини-футбол

Оценочные материалы для занятий в секции.
При оценивании успеваемости детей у группы на каждом занятии, учитываются
следующие показатели:
1. Теоретическая подготовка ребенка
а) Владение специальной терминологией
б) Теоретическое понимание

в) Знание игровых систем в мини-футболе, баскетболе, волейболе.
г) Знания о движении игрока с мячом и без мяча
2. Практическая подготовка ребенка
а) Ведения мяча (в мини-футболе, баскетболе)
б) Приемы мяча.
в) Передачи мяча партнеру.
3. Обще-учебные умения и навыки ребенка:
Умение применить полученные навыки в двухсторонней игре.
Результатом деятельности на занятии является достижение либо не достижение
некой цели поставленной тренером на конкретное занятие.
Формой контроля освоения материала являются такие способы, как:
- В форме двухсторонней игры.
- Индивидуальное и групповое взаимодействия в тренировочной игре и
товарищеской игре
- Определяются проблемные места, указываются ошибки рекомендации для
исправления. Для более детального изучения ошибки в каком-то элементе,
возможно видео запись в замедленном действии и разбор ошибок.
Выполнение заданий, предложенных педагогом для самостоятельно
выполнения:
- Просмотр игр, и разбор технической и тактической части игры
- Комплекс силовых упражнений для укрепления опорно-двигательного аппарата
Форма работы с родителями
Родительские собрания, информирование о планах работы секции на год,
индивидуальные и групповые консультации. Вопросы посещаемости, успехов,
обучающихся в течение года.
Помощь в организации школьных и районных соревнований. Текущие
организационные вопросы в течение года лично, по телефонной связи или через
интернет.
Материально – техническое обеспечение
Бревно гимнастическое – 1, Козел гимнастический - 1
Корзины баскетбольные – 2, Мат поролоновый – 12
Перекладина гимнастическая- 1, Стенка гимнастическая -1
Сетка волейбольная -1, Скамейка гимнастическая -3
Мячи волейбольные – 10, Мячи футбольные – 10
Мячи баскетбольные – 10, Мячи для метания – 6
Обручи гимнастические – 20, Палки гимнастические – 20
Скакалки – 10, Канат – 1, Ворота мини-футбольные 3х2
Конусы - 10, фишки футбольные - 20, координационная лестница – 2

Список используемой литературы:
В.И. Лях Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Москва
«Просвещение» 2014г. «Физическая культура» 5-6-7 кл. Учебник для
общеобразовательных организаций
М.Я. Велинский. Рабочие программы «Физическая культура» 1-11 класс.
Комплексная программа физического воспитания учащихся. В.И. Лях, А.А.
Зданевич
«Мини-футбол в школе» С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. Издательство «Советский
спорт» 2006 г. «Спортивные и подвижные игры».
Учебник для техникумов физической культуры. Москва «Физкультура и спорт»
1984 г.
«Игры и развлечения для детей на воздухе» Издательство «Просвещение» 1983 г.
Комплексная система подготовки юных футболистов. В.А Башкин, В.А. Харланов,
Д.С. Морозов, Санкт-Петербург 2015г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».