Школьный музей

Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы является воспитание патриотизма у
обучающихся. Сейчас эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно
изменились в некоторых странах подходы к оценке вклада России в Победу в Великой
Отечественной войне.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, уважение к
предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у
школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет самосознания человека,
индивидуальности личности. Утеряв Родину, человек теряет себя.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Это является одной из
главных задач школьного музея.
Программа музея составлена в соответствии с требованиями следующих
нормативно-правовых документов:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
•
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
Организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
• Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. №
09-3242.
• Письмом МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О деятельности музеев
образовательных учреждений»
• Приложением к письму Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические
рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских
краеведческих объединений».
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм».
Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается
собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих
развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или
художественную ценность.
Программапредполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в
процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.

Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем

расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой
родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее
историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования
общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных
традиций.
Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие
развитию навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей
детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к
нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым
учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого
образовательного пространства.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение
сопричастности к прошлому и настоящему Родины.
Задачи:
образовательные:
- расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе
знакомства с материалами музея;
развивающие:
- приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного
интереса к изучению истории и культуры;
-выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей,
экскурсоводов;
- укрепление связей между образовательным учреждением, учреждениями культуры,
общественными организациями для решения задач воспитания у детей чувства
гражданственности и патриотизма.
воспитательные:
- воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций
и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу
своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной
жизненной позиции.
Актуальность программы обусловлена необходимостью активного патриотического
воспитания обучающихся, изучением истории уральского региона и истории гимназии.
Принципы работы школьного музея
Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического
сознания школьников. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее,
оставляя тысячи свидетельств своего существования, в виде памятников материальной и
духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы,
отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то
частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история
человеческого общества.
Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот
принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и

предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в
общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим
фактором жизни музея.
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции,
проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научнометодическая помощь школьным музеям.
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в
воспитании и предполагает формирование у обучающихся следующих ключевых
компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и
предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества,
культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций,
компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
- учебно-познавательных: владение способами анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в
нестандартных ситуациях, креативность;
- информационных: владение современными средствами информации и информационными
технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать
необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
- коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и
удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе,
развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие,
самопознание, культура мышления и поведения.
Главная тема деятельности музея: военно-патриотическое краеведение
Ведущие направления деятельности:
Экспозиционно-фондовая работа
1. Учетно-хранительная работа.
2. Работа с фондами.
3. Оформление стендов, витрин, альбомов. уголков и др.
Научно-исследовательская. Поисковая работа
4. Индивидуальная работа с участниками событий
5. Работа в архивах, музеях
6. Писк информации в печатных изданиях
7. изучение фото и кинодокументов
Информационно-пропагандистская работа
8. Организация экспозиций и выставок
9. Учебно-образовательная и воспитательная.
Экскурсионная работа
10.Экскурсионно-массовая работа.

11.Подготовка и проведение литературно-музыкальных композиций игр-путешествий
12.Связь с музеями города
Организационно-массовая работа
13.Информационно-технологическая работа
14.Организационная и методическая работа
15.Участие в школьных мероприятиях, связанных с тематикой деятельности музея
Формы работы в школьном музее
Учебная работа:
- практическая работа на местности;
- учебные экскурсии вне музея;
- уроки в музее
- экскурсии в музее
- изучение исторических событий
Воспитательная работа:
- экскурсии, встречи в музее
- уроки мужества, акции;
- встречи, сборы, собрания;
Благодаря работе в музее ученики научатся:
- работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с
письменными, устными и информационными источниками;
- находить и осуществлять отбор нужной информации;
- анализировать источники по заданным критериям;
- высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
- наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
- находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом
пространстве;
- сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в
другом географическом пространстве;
- выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
- вести записи при работе с документами.
Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы,
возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историкокультурного наследия школы. Примут участие в реализации социальнозначимых проектов,
проводимых в учебном учреждении.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к
личности субъекта обучения. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его
ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства
гордости за достижения своих соотечественников;

- воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному
краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в
природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни,
освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных
задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и
объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира
(наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результаты особое место занимают познавательные, регулятивные и
коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач
различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов
деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание
специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи
передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением,
описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы
получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.),
методы представления полученной информации (моделирование, конструирование,
рассуждение, описание и др.).

Ожидаемые результаты работы школьного музея
1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея.
2. Систематизация работы школьного музея.
3. Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы и ее традиций.
4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными организациями.
6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные
посещения, тематические экскурсии, встречи, передвижные выставки.
7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории страны, региона, школы,
отдельных людей.
8. Приобщение обучающихся к исследовательской работе.

9. Влияние на выбор профессии учениками.
10.Социализация школьников
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год

еализация
ДООП

15 сентября
по 31 мая

Комплектован
ие
Совета музея

с 01по 14
сентября

Осенние
каникулы

с 29 октября
по 06 ноября

Зимние
каникулы

Весенние
каникулы

с 30 декабря
по 08 января

с 25 по 31
марта

Летние
каникулы

с 01 июня по
31 августа

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год

еализация
ДООП

15 сентября
по 31 мая

№
I
1.

2.

3.

4.

5.

Комплектован
ие
Совета музея

Осенние
каникулы

Зимние
каникулы

Весенние
каникулы

с 01по 14
сентября

Летние
каникулы

с 01 июня по
31 августа

План работы школьного музея
на 2022-2023 учебный год
Содержание работы
Экспозиционно-фондовая работа
Инвентаризация фондов и учёт, обработка
материалов, поступивших в музей
Оформление инвентарной книги и
журнал регистрации посещений
Обеспечить необходимые условия для хранения
музейных экспонатов, документов
Обновление оформления музея (стенды, смена
информации, выставки, экспозиции)
Оформление выставок и стендов по результатам

Сроки

Ответственные

В течение года
Сент. – декабрь

Руковод.музея,
Совет музея
Руководитель музея

В течение года

Руководитель музея

В течение года

Рук. музея,
учитель ИЗО
Руковод. музея,

В течение года

6.

7.

II
1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

научно-исследовательской и поисковой работы
Ведение календаря знаменательных дат
«День за днем»
Оформление стенда «Ими гордится школа»
Научно-исследовательская. Поисковая работа
Сотрудничество с Музеем г. Екатеринбурга
Сбор материалов для альманаха «История моей
семьи в истории страны»
Продолжить сбор материалов об учителях
«детях войны»; выпускниках школы.
Сбор биографических и педагогических данных и
фотоматериалов о ветеранах пед. труда «Сердца,
отданные детям»
Работа над материалами о ВОВ, ветеранах,
тружениках тыла, детях войны.
Поисковая работа по теме «Наследники славы»
(Наши земляки - герои Советского Союза)
Поисковая работа по теме «Свердловская область
в истории страны»
Поисковая работа «Орден и медаль в моей семье»

В течение года
В течение года
В течение года
Октябрь-март
В течение года
(до мая 2024 г.)
В течение года
(до мая 2024 г.)

Руковод. музея
Руковод.музея,
Совет музея,
Руковод. музея,
Совет музея
Руководитель музея,
Совет музея

В течение года
(до мая 2024 г.)
В течение года
(до мая 2023 г.)
В течение года
(до мая 2024 г.)
В течение года
(до мая 2023 г.)
По мере
проведения

Руковод. музея,
Совет музея
Руководитель музея,
Совет музея
Руковод. музея,
Совет музея
Руковод. музея,
Совет музея
Руковод. музея,
Совет музея

9.

Участие в музейных конкурсах, проводимых в
городе и регионе.

III
1.

Информационно-пропагандистская работа
Оформление итогов поисковой работы: альбомы, В течение года
проекты, стенды и т.д.
Ознакомление с результатами поисковой работы: По мере
лекции, встречи, участие в НПК, др.
оформления
материала
Информация о работе школьного музея на сайте Один раз в
школы
четверть
Помощи в подборе краеведческого материала, а
В мере
также материала для проведения классных часов необходимости
и бесед, посвященных юбилейным датам.
Подготовка материалов для бесед и экскурсий по В течение года
экспозициям музея (очных и заочных)
Подготовка информации, составление
Декабрь 2023 г.
презентации о ветеранах школы

2.

3.

4.

5.

6.

IV
1.

2.

Экскурсионная работа
Организация ознакомительных экскурсий в
школьный музей
Проведение экскурсий для гостей школы

3.

Экскурсия в Екатеринбургский краеведческий

Совет музея
Руковод.музея,
Совет музея
Руковод.музея

Ноябрь-январь
По мере
необходимости
Апрель

Руковод. музея,
Совет музея
Руковод. музея,
Совет музея
Руковод. музея,
Отв.за сайт школы
Руководитель музея
Руководитель музея,
Совет музея
Руководитель музея

Руковод. музея,
Совет музея
Руковод. музея,
Совет музея
Руководитель музея

4.

5.

6.

V
1.
1.

2.

3.

4.

5.

музей
Экскурсия в Исторический мультимедийный
парк «Россия – моя история»
Экскурсия в Государственный архив
Свердловской области
Экскурсии ознакомления с материалами
выставок и стендов по результатам научноисследовательской и поисковой работы
Организационно-массовая работа
Заседание Совета музея
Мероприятия в музее в рамках «Месячника
по патриотическому воспитанию»
(по плану школы)
Организация встреч «Чем дальше в будущее
смотрим, тем больше прошлым дорожим»
Организация выставки «Орден и медаль в моей
семье»
Выставка «Нам завещана память и слава»
(портреты участников войны в шествии
«Бессмертный полк»)
Мероприятия в музее в рамках
«Недели истории» (по плану ШМО учителей
обществоведческих дисциплин)

Февраль

Руководитель музея

Май

Руководитель музея

По мере
оформления
выставок

Руководитель музея,
Совет музея

1 раз в неделю
Апрель

Руковод. музея
Зам. дир. по воспит.
работе, Совет музея
Руковод. музея
Руковод. музея,
Совет музея
Руковод. музея,
Совет музея
Руководитель музея,
Совет музея

Один раз в год
Апрель
Май
Май

Список членов Совета школьного музея
7А
1. Матвеенко Евангелина
2. Нестерова Екатерина
3. Петрова амелия
4. Харитонова Алиса
7Б
5. Жданов Иван
6. Пих Анна
7. Стихина Ирина
7В
8. Андреева Эвелина
9. Бобкова Анна
10.Бодня Илья
11.Воробьева Виктория

Руковод. музея,
Совет музея,
учителя общ-х
дисциплин

12.Жила Диана
13.Иванченко Кристина
14.Климова Екатерина
15.Кузьмин Максим
16.Лекомцев Савелий

Руководитель: Е.Р. Молчанова


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».