01.01.2017
Понедельник
№ урока |
Цель физкультминутки |
Примеры упражнений |
1 |
Повышение активности организма |
«Росток». Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пятки от пола, вернуться в и.п. Повторить 3 раза |
2 |
Улучшение мозгового кровообращения |
«Гибкая шея». И.п.: сидя или стоя. 1 – руки за голову; локти развести широко, голову наклонить назад; 2 – локти вперед; 3–4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Темп медленный. Повторить 3 раза |
3 |
Профилактика нарушений зрения |
«Наклоны». И.п.: сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5 раз |
4 |
Снятие статического напряжения мышц спины |
«Непоседа». И.п.: руки на краю парты, встать, один хлопок перед грудью, сесть. Встать, два хлопка перед грудью, сесть. Встать, три хлопка перед грудью, сесть. Повторить 5 раз, чередуя количество хлопков |
5 |
Снятие напряжения с мышц кисти |
«Зонт». Положить кисть на поверхность стола, пальчики слегка расставлены и «приклеены» к поверхности. Начинаем поднимать мизинец, следя за тем, чтобы другие пальцы оставались неподвижными, после этого несколько раз приподнимаем каждый палец |
6 |
Релаксация |
«Лицо релаксанта». Дети садятся в удобную позу, закрывают глаза, слегка опускают нижнюю челюсть, будто пытаются произнести звук ы, стремятся расслабить все мышцы лица, ни о чем не думать и вызвать у себя ощущение полного спокойствия |
Вторник
№ урока |
Цель физкультминутки |
Примеры упражнений |
1 |
Повышение активности организма |
«Атлет». Руки за спиной, кисти обхватывают локти. Сохраняя прямую спину, выполнить 5 приседаний за 15 секунд. Встать, глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, медленный выдох |
2 |
Улучшение мозгового кровообращения |
«Вертолет». И.п.: стоя или сидя, руки на поясе; 1–2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо; 3–4 – то же левой рукой. Темп медленный |
3 |
Профилактика нарушений зрения |
«Часы». И.п.: сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 3 раза |
4 |
Снятие статического напряжения мышц спины |
«Березка». И.п.: руки на парте. Руки вверх, потянуться как можно выше, прогнуть спину, посмотреть на руки, вернуться в и.п. Повторить 3 раза |
5 |
Снятие напряжения мышц кисти |
«Клешня краба».Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, а мизинец – на безымянный. Поза удерживается 10–20 секунд. После выполнения правой рукой то же – левой, а затем – обеими руками одновременно |
6 |
Релаксация |
«Поза кучера». Сидя, наклонив туловище вперед, опереться предплечьями на колени, расслабить кисти рук, опустить голову, расслабить мышцы плечевого пояса |
Среда
№ урока |
Цель физкультминутки |
Примеры упражнений |
1 |
Повышение активности организма |
«Антошка». Руки на поясе, подпрыгнуть 10 раз на обеих ногах, затем по 10 раз на каждой ноге. Встать, глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, медленный выдох |
2 |
Улучшение мозгового кровообращения |
«Двигатель». И.п.: стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево; 2 – и.п.; 3–4 – то же правой рукой. Темп медленный, на выдохе – «жужжание». Повторить 3 раза |
3 |
Профилактика нарушений зрения |
«Метка на стекле». К оконному стеклу приклеить кружок диаметром 7 мм на уровне глаз стоящего ребенка. Педагог дает команду: «Все внимательно посмотрели на кружок (3–4 сек.). Теперь давайте посмотрим на то (дерево, здание), которое вы видите вдали из окна (3–4 сек.). Теперь опять посмотрите на кружок на оконном стекле». Повторить упражнение 5 раз, поочередно переключая внимание каждого ребенка с метки на стекле на удаленные объекты, видимые из окна. Упражнение можно выполнять из исходных положений сидя и стоя |
4 |
Снятие статического напряжения мышц спины |
«Балерина». И.п.: стоя боком к парте, руки на поясе, наклониться назад, прогнуться, руки вверх, вернуться в и. п. Повторить 5 раз |
5 |
Снятие напряжения мышц кисти |
«Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы – маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый палец изображает змейку (если не получается нужное движение, помочь другой рукой) |
6 |
Релаксация |
«Расслабляющее дыхание». Встать прямо, без напряжения. Прижать одну ноздрю указательным пальцем той же руки. Спокойно, равномерно, глядя в одну точку, начать вдох через нос, слегка выпячивая живот, дальше расширяются боковые отделы грудной клетки, а затем поднимается грудь. Небольшая задержка дыхания. Спокойный, длинный выдох через рот; губы сложены трубочкой. Небольшая задержка дыхания. Повторять такие циклы в течение трех минут, попеременно закрывая ноздри правой и левой рукой |
Четверг
№ урока |
Цель физкультминутки |
Примеры упражнений |
1 |
Повышение активности организма |
«Попрыгунчик». Руки за головой сложены в замок, подпрыгнуть по 10 раз на каждой ноге. Встать, глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, медленный выдох |
2 |
Улучшение мозгового кровообращения |
Массаж висков. Начиная от висков пальцами рук синхронно, с обеих сторон, с силой, медленными круговыми движениями произвести массаж до углов челюсти – по 20 раз в каждую сторону |
3 |
Профилактика нарушений зрения |
Схема зрительно-двигательных траекторий. На листе ватмана рисуют разными цветами два эллипса, внутри которых располагают восьмерку и две перпендикулярные линии – вертикальную и горизонтальную, перекрещивающиеся в центре листа и имеющие другой цвет. Дети следят за указкой педагога, конец которой плавно следует по наружному эллипсу в одну сторону 10 раз, по внутреннему эллипсу в другую сторону 10 раз, затем по восьмиобразной линии 10 раз и, наконец, по вертикально расположенной линии от центра вверх и вниз, по горизонтальной из центра вправо – влево 10 раз |
4 |
Снятие статического напряжения мышц спины |
«Верблюд». И.п.: стоя, живот подтянут, ладони – на затылке. Затем медленно, слегка надавливая руками, наклоняем голову вперед и так же медленно возвращаемся в исходное положение. При выполнении этого упражнения появляются легкие неприятные ощущения в грудном отделе позвоночника. Значит, ребенок делает все правильно |
5 |
Снятие напряжения мышц кисти |
«Волшебная мельница». Вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу в локтевых суставах (при этом плечи и кисти неподвижны), перейти на вращение рук в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны) |
6 |
Релаксация |
«Лягушка». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Глубокий вдох, равномерный выдох. Выдыхая, нагнуться и упереться руками в колени. Задержать дыхание. Поочередно втягивать и выпячивать переднюю брюшную стенку. Стараться как можно выше, под диафрагму, втягивать брюшную стенку. Отдохнуть 5 секунд. На одной задержке дыхания – 5–7 втягиваний брюшной стенки |
Пятница
№ урока |
Цель физкультминутки |
Примеры упражнений |
1 |
Повышение активности организма |
«Замок». Стоя, пальцы рук соединены в замок перед грудью, как можно сильнее разводим локти в разные стороны, удерживая при этом замок в течение 15 секунд, затем расслабляем. Повторить 3 раза |
2 |
Улучшение мозгового кровообращения |
Массаж кожи головы. Поочередно наложить ладони на область лба, темени, затылка. Произвести разнонаправленные движения в каждом из этих положений, стараясь сдвинуть кожу относительно костей черепа |
3 |
Профилактика нарушений зрения |
«Диагональ». И.п.: сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить по 5 раз в каждую сторону |
4 |
Снятие статического напряжения мышц спины |
«Домик». И.п.: руки над головой, локти вперед. Развести локти в стороны, прогнуться, вернуться в и.п. «Кто быстрей?» И.п.: руки на парте. Сгибать пальцы в кулаки и разгибать, при этом в быстром темпе необходимо поднимать и опускать поочередно стопы, пятки прижаты к полу |
5 |
Снятие напряжения мышц кисти |
«Замочек». Сложить руки в замок и тянуть их вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и потянуться руками вверх; взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо; то же с левой рукой |
6 |
Релаксация |
«Теплый ветер». Глубокий вдох – задержка – выдох. Слегка подвигать ногами. Снять чувство тяжести и расслабление. Глубокий вдох – задержка – выдох. Слегка подвигать руками, туловищем. Снять чувство тяжести – и расслабление. Глубокий вдох – задержка – выдох. Подвигать мышцами лица и шеи. Снять чувство тяжести – и расслабление. Дышать спокойно. Открыть глаза |
Понедельник-2
№ урока |
Цель физкультминутки |
Примеры упражнений |
1 |
Повышение активности организма |
«Колосок». Вытянуть руки вверх, сцепить в замок, не сгибая ноги в коленях, наклонить тело сначала в одну сторону, затем вернуться в и.п., потом – в другую сторону |
2 |
Улучшение мозгового кровообращения |
«Лебедь». И.п.: сидя на стуле. 1–2 – отвести голову вправо и плавно наклонить назад; 3–4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; то же в другую сторону. Темп медленный. Повторить по 5 раз в каждую сторону |
3 |
Профилактика нарушений зрения |
«Близко – далеко». И.п.: сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2–3 сек., перевести взор на кончик носа на 3–5 секунд. Повторить 5 раз. |
4 |
Снятие статического напряжения мышц спины |
«Лук». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, живот подтянут. Наклоняемся в сторону, возвращаемся в исходное положение и выполняем наклон в другую сторону. Ребенок не должен отклоняться вперед или назад |
5 |
Снятие напряжения мышц кисти |
«Море».На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем другой рукой в воздухе рисуются маленькие волны; руки сцепить в замок и рисовать в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершаются синхронные волнообразные движения всей рукой вперед). Они вместе, а потом по очереди ныряют в воду – один нырнул, другой нырнул (совершаются поочередные волнообразные движения руками) |
6 |
Релаксация |
«Воздушные шарики». Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики – подпрыгиваем и мягко, плавно взлетаем, тянемся вверх, к солнышку: руки поднимаются через стороны вверх, плавно поднимаемся на носочках и опускаемся на всю стопу |
Вторник-2
№ урока |
Цель физкультминутки |
Примеры упражнений |
1 |
Повышение активности организма |
«Диджей». Стоя на одной ноге, выполнять различные круговые движения руками: во фронтальной и сагиттальной плоскостях, синхронные и попеременные, в одну и другую сторону |
2 |
Улучшение мозгового кровообращения |
«Мельница». И.п.: ноги врозь, кисти сжаты в кулаки. 1 – мах левой рукой назад, правой вверх – назад; 2 – встречными махами переменить положение рук. Темп средний, выполнять в течение 1 минуты, закончить глубоким вдохом и медленным выдохом |
3 |
Профилактика нарушений зрения |
«Маятник». И.п.: сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками; не поднимая головы, поднять руки вверх. Вдох. Руки опустить. Выдох. Повторить 2 раза |
4 |
Снятие статического напряжения мышц спины |
«Гуси». И.п.: сидя, руки вдоль туловища опущены вниз. Наклониться вперед, стараясь достать руками до пола, потянуть шею вперед, вернуться в и.п. |
5 |
Снятие напряжения мышц кисти |
«Паук». Руки поставить на край стола, как паук на ножках. По сигналу паук бежит к другому краю стола, передвигая пальцами, как ножками |
6 |
Релаксация |
«Памятник». Вдохнуть и поднять руки в стороны, на выдохе поставить левую ногу впереди правой (вплотную к ней, левая впереди, пятка приставлена к носку правой) и закрыть глаза. Постоять так, сколько возможно |
Среда-2
Четверг-2
№ урока |
Цель физкультминутки |
Примеры упражнений |
1 |
Повышение активности организма |
«Мельница». И.п.: стоя, руки подняты вверх, в быстром темпе поочередно вращать руками вперед – назад. Встать, глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, медленный выдох |
2 |
Улучшение мозгового кровообращения |
«Филин». И.п.: сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо, стараясь коснуться ухом плеча; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и.п. Темп средний. Повторить по 3 раза в каждую сторону |
3 |
Профилактика нарушений зрения |
«Крот». И.п.: сидя на стуле, руки на поясе. 1 – повернуть голову вправо и зажмуриться; 2 – и.п.; 3 – то же налево. Темп медленный. Повторить в более быстром темпе 3 раза |
4 |
Снятие статического напряжения мышц спины |
«Сова». И.п.: руки за головой. Повернуть туловище вправо, вернуться в и.п. То же – в другую сторону. Темп медленный. Повторить по 5 раз в каждую сторону |
5 |
Снятие напряжения мышц кисти |
«Кулак». Поочередно пальцы загибать сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки |
6 |
Релаксация |
«Умывание».Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3–5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; разгладить лоб от центра к вискам |
Пятница-2
№ урока |
Цель физкультминутки |
Примеры упражнений |
1 |
Повышение активности организма |
«Равновесие». Встать на одной ноге, другую ногу согнуть в колене и произвольно «повесить», руки – на поясе. Медленно повернуться сначала в одну, затем в другую сторону, потом выполнить то же в быстром темпе |
2 |
Улучшение мозгового кровообращения |
«Хлопки». И.п.: стоя или сидя. Хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше; 2 – движение рук через стороны, хлопок в ладоши вперед и на уровне головы. Темп быстрый. Повторить 10 раз |
3 |
Профилактика нарушений зрения |
«Носик». Поставить указательный палец к переносице и посмотреть на него – глаза легко «соединяются». Повторить 5 раз в медленном темпе |
4 |
Снятие статического напряжения мышц спины |
«Часовой». И.п.: руки за спиной. Переступанием повернуться направо, вернуться в и.п. То же – в другую сторону. Повторить по 5 раз в каждую сторону |
5 |
Снятие напряжения мышц кисти |
«Веселые дельфины». По морю плывут дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Ныряют вместе и по очереди (одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами медузы (руки, сжатые в кулаки, резко сжимаются и разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах) |
6 |
Релаксация |
«Дождь». Постучать каждым пальцем руки по столу под счет: 1, 1–2, 1–2–3 и т.д. |
Понедельник-3
№ урока |
Цель физкультминутки |
Примеры упражнений |
1 |
Повышение активности организма |
«Стирка». Стоя выполнять наклоны вправо, вниз, влево, стараться дотронуться пальцами пола. Выпрямиться, глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, медленный выдох |
2 |
Улучшение мозгового кровообращения |
«Жираф». Подняться на носки, повернуть голову в одну сторону, затем в другую, вернуться в и.п. Темп очень медленный. Повторить по 5 раз в каждую сторону |
3 |
Профилактика нарушений зрения |
«Глазки отдыхают».Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений вдоль век от внутренних к наружным уголкам глаз (сверху и под глазами). После этого помассировать брови от переносицы к вискам |
4 |
Снятие статического напряжения мышц спины |
«Журавль». И.п.: стоя, поднять и вытянуть одну ногу вперед, плавным движением вытянуть руки вперед, вверх, в стороны, опустить руки. Вернуться и и.п. Повторить, стоя на другой ноге |
5 |
Снятие напряжения мышц кисти |
«Ножницы». Руки сжать в кулачки, вытянуть указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем резать ими воображаемую бумагу |
6 |
Релаксация |
«Алмаз». Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой, затем наоборот. Отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно |
Вторник-3
№ урока |
Цель физкультминутки |
Примеры упражнений |
1 |
Повышение активности организма |
«Книга». Наклониться вниз, не сгибая ног в коленях, и постараться дотронуться кончиками пальцев рук до пола, задержаться в этом положении до 20 секунд |
2 |
Улучшение мозгового кровообращения |
«Мытье головы».Слегка расставить и немного согнуть в суставах пальцы, кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) от лба к макушке, 2) от лба до затылка и 3) от ушей к шее |
3 |
Профилактика нарушений зрения |
«Буратино». Поставить большой палец руки на расстояние 25–30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3–5 секунд, закрыть один глаз на 3–5 секунд, снова смотреть двумя глазами, потом закрыть другой глаз. Повторить 10 раз |
4 |
Снятие статического напряжения мышц спины |
«Весы». Принять правильную осанку, присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать, принять исходное положение |
5 |
Снятие напряжения мышц кисти |
«Пропеллер». Руки сжать в кулачки, вытянуть большой палец вверх и вращать им сначала в одну, затем в другую сторону. То же самое – с другими пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем |
6 |
Релаксация |
«Полет». Стоя сделать несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что летишь, размахивая крыльями |
Среда-3
№ урока |
Цель физкультминутки |
Примеры упражнений |
1 |
Повышение активности организма |
«Бутон». Встряхнуть руки, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться на носочках как можно выше, шумный дующий выдох. Повторить 3 раза |
2 |
Улучшение мозгового кровообращения |
«Хлопки». И.п.: стоя. 1 – хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше; 2 – движение рук через стороны, 3 – хлопок в ладоши впереди на уровне головы. Повторить 4–6 раз. Темп быстрый |
3 |
Профилактика нарушений зрения |
«Неваляшка». И.п.: сидя на стуле, зажмурить глаза. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и.п. Повторить 5 раз с открытыми, слегка прикрытыми и зажмуренными глазами. Темп средний |
4 |
Снятие статического напряжения мышц спины |
«Насос». Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз |
5 |
Снятие напряжения мышц кисти |
«Краб». Руки вытянуть вперед, пальцы растопырить, как можно сильнее напрячь, а затем расслабить. Повторить 5 раз сначала в медленном, а затем в быстром темпе |
6 |
Релаксация |
«Ветряная мельница». Поставить ноги в одну линию (левая впереди, пятка приставлена к носку правой) и имитировать руками движения крыльев ветряной мельницы в течение примерно 30 секунд |
Четверг-3
№ урока |
Цель физкультминутки |
Примеры упражнений |
1 |
Повышение активности организма |
«Качели». Руки па поясе. Подняться на носки на 3–4 счета, потянуться вверх, покачаться с носков на пятки, вернуться в и.п. |
2 |
Улучшение мозгового кровообращения |
«Вертолет». И.п.: стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево; 2 – и.п.; 3–4 – то же правой рукой. Повторить 4–5 раз. Темп медленный |
3 |
Профилактика нарушений зрения |
«Моргалки». Положить кончики пальцев на виски, слегка сжав их. Быстро и слегка моргнуть 10 раз. Закрыть глаза и отдохнуть, сделав 2–3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза |
4 |
Снятие статического напряжения мышц спины |
«Котята». Вы проснувшиеся котята, потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки, полюбуйтесь своим хвостиком, выгните спинку, встряхните лапки |
5 |
Снятие напряжения мышц кисти |
«Аплодисменты». Пальцы обеих рук сложить кончиками вместе и хлопать кончиками больших пальцев. То же – для указательных, средних, безымянных пальцев, мизинцев |
6 |
Релаксация |
«Цапля». Постоять на одной ноге, поджав под себя другую (как цапля); затем несколько раз подпрыгнуть |
Пятница-3
№ урока |
Цель физкультминутки |
Примеры упражнений |
1 |
Повышение активности организма |
«Дозор». Подняться на носки, повернуть голову в одну сторону, затем в другую, вернуться в и.п. То же – на пятках, в положении руки за спиной |
2 |
Улучшение мозгового кровообращения |
Массаж головы. Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы сразу за ушами; массаж производится обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке |
3 |
Профилактика нарушений зрения |
«Пружинка». Тремя пальцами каждой руки слегка нажать на верхнее веко, через 1–2 секунды убрать пальцы с век. Повторить 5 раз |
4 |
Снятие статического напряжения мышц спины |
«Оловянный солдатик». Поднять одну ногу вперед до горизонтального уровня, плавным движением вытянуть руки вперед, вверх, в стороны, опустить руки. Вернуться в и.п. Повторить, стоя на другой ноге |
5 |
Снятие напряжения мышц кисти |
«Крепкие кольца». Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны; то же – по одной паре пальцев |
6 |
Релаксация |
«Дерево». Ступня одной ноги упирается во внутреннюю поверхность другой ноги, которая является опорной, руки подняты вверх и сомкнуты ладонями. В такой позе постоять 1–2 минуты |
Ирина Бобошко , кандидат медицинских наук, ассистент кафедры ; Людмила Жданова , доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ; Марина Салова , кандидат медицинских наук, ассистент кафедры; Ивановская государственная медицинская академия
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.10.2020
Дата обновления: 21.10.2020
Дата публикации: 01.01.2017